Качество московского фастфуда зависит от… потребителей

На модерации Отложенный

Качество московского фастфуда зависит от… потребителей. Это как с наркотиками. Сколько ни лови торговцев зельем, сколько ни создавай разные структуры по борьбе с оборотом, пока есть люди, готовые платить за наркоту деньги, проблема существует. Речь идет о шаурме, которой год назад запретили торговать на улицах столицы.

Я принадлежу к той категории москвичей, которые шаурмой ни разу не соблазнились. Видимо, потому, что имела в активе бабушку – врача-бактериолога. Она всю жизнь проработала в структуре санэпиднадзора, хорошо знала все о некачественной пище, подозрительно относилась ко всем без исключения продуктам, а я от нее хорошо знала о нехороших свойствах разных микробов.

Предполагаю, что изначально шаурма – очень вкусное и сытное блюдо. Но, перейдя в современных условиях в разряд фастфуда, она потеряла свою изначальную привлекательность. Но не для всех.

Как-то о своих сомнениях по поводу шаурмы высказалась в коллективе отдела.

- Что ты! Знаешь, как это вкусно, - воскликнула коллега.

Дама с высшим образованием, определенным кругозором, всю жизнь прожившая в Москве в здравом уме и твердой памяти, посещающая театры и концерты, она считала, что продукт совершенно пригоден в пищу и даже способен доставить гастрономическое удовольствие.

- Неужели упустила что-то хорошее в жизни? - подумала я и отправилась за шаурмой.

У палатки возле метро стояла небольшая очередь. Народ жаждал. Продавец лихо жонглировал ножом, ложкой для овощей, хлебом и… сдачей, которую выдавал счастливым обладателям шаурмы. Затем, не помывши рук (при том, что точка, в соответствии с требованиями, водой обеспечена), принялся обслуживать следующих покупателей. Две дамы принялись за еду прямо здесь же, у палатки. От их лавашных конвертов пахнуло не совсем свежим мясом, сдобренным специями. Это меня насторожило пуще прежнего. Аппетит улетучивался. Я проследила за следующей порцией шаурмы и сдачи из одних рук и пошла восвояси. Вообще-то, если у палатки очередь и некогда мыть руки, то снабжать продуктом покупателей должен один продавец, а принимать деньги и выдавать сдачу – другой. Но с кадрами в этой сфере сейчас напряженка. Торгуют шаурмой почти всегда люди приезжие, а с регистрацией не у всех все в порядке.

Не в порядке не только с кадрами. Берегущий свое здоровье человек не станет есть мясо, которое весь день томится на вертикальном гриле. Это пыль и грязь с улицы. А про салатный наполнитель высказался недавно руководитель Роспотребнадзора по городу Москве Николай Филатов. Он заявил: проверки показали в 70 процентах взятых проб наличие кишечной палочки в этой смеси овощей и майонеза или кетчупа.

Овощи на салат шинкуют заранее. Можно себе представить. Вы видели, как моются овощи? Может быть, видели идеально чистую рабочую поверхность? Все это тайна. Идем далее. Работнику нужно быстро нарезать немалое количество салата – москвичи и гости столицы ждут. Он крошит и крошит ножом, утирает пот со лба, выковыривает из зубов кусочек застрявшей капусты, заброшенной в рот в процессе производства. Тут зачесалась нога. Человек скребет ногтями по несвежему носку, а затем руками перебрасывает наструганные овощи в огромную миску…

…Ой, подождите, что-то мне поплохело! Но скажите, кто может опровергнуть нарисованную мною картину?

Вообще-то в столице борьба с торговцами шаурмой ведется уже несколько лет.

И ужесточали санитарные требования, и закрывали точки. Но все безуспешно. Спрос рождает предложение. По состоянию на 9 октября только неподалеку от одного из выходов со станции метро «Улица 1905 года» мною было насчитано три точки, торгующие шаурмой. Народ здесь так и кружил.

Кстати, что это мы все о шаурме? Кто сказал, что другой фаст-фуд не таит в себе опасности для нашего здоровья? Свежие ли продукты? Не жарятся ли изделия уже три дня на одном и том же масле, где канцерогенов стало больше, чем волос на голове?

Есть, например, и такое мнение:

- Булки и пирожки – это для фигуры вредно, - сказали мне две студентки. – А здесь мясо и овощи.

Присоседилась к ним в очередь за шаурмой, понаблюдать. Продавец ловко работал руками – настоящее шоу. Шоумен, а точнее шаурмен, так же, как его коллеги, сам принимал деньги и выдавал сдачу, периодически протирая руки сомнительного вида тряпкой. Дождавшись отсутствия покупателей, обратилась к нему с вопросами. Глаза его наполнились тревогой, он долго объяснял, как тяжело сейчас работать, как хозяин мало платит, как он старается почаще мыть руки, но это не всегда удается.

Когда-то персидский поэт Омар Хайям открыл миру два важных правила мудрого жития. Одно из них – «Ты лучше голодай, чем что попало есть…» Трудно спорить с философом и корифеем мировой литературы.

Следовать заповедям мудрецов и не тащить в рот всякую гадость порекомендовали нашим читателям и в одной из окружных структур Роспотребнадзора столицы, куда мы позвонили.

- Есть спрос – будет и предложение, - сформулировали нам специалисты этой структуры. – Пока потребитель сам не осознает опасность для здоровья сомнительного фастфуда, борьба с антисанитарией не будет достаточно эффективна.

Вот такой нелестный отзыв о фастфуде. А перестать его есть дело непростое. Специалисты, изучающие социальную проблематику, считают, что пристрастие народа к фастфуду – от бедности. И то верно. Вы же не увидите в очереди за конвертом с мясом и овощами «владельцев заводов, газет, пароходов».

Вполне возможно, что аналоги шаурмы – мясо на гриле с гарниром из овощей и соусом – подается в столице и в приличных ресторанах. Но стоимость этого блюда явно будет уже не столь демократичной. А кушать хочется не только обеспеченным гражданам.

- Должно вырасти благосостояние людей, тогда вырастет и уровень их требовательности к питанию, в том числе и в низших структурах общепита, - считает Сергей Завьялов - сотрудник одного из общественных фондов столицы, занимающийся проблемами социальной экономики. – Финансовое благосостояние – база для повышения культуры бытия. Одни контролирующие органы здесь не справятся. Кто имеет возможность не задумываться над тем, где взять денег на еду, начинает заботиться о качестве жизни, в том числе и питания. Но с нынешним ростом цен на продукты и прочее формирование среднего класса идет не такими темпами, как хотелось бы.

Да уж. Если учесть, что в шаурме подорожали как минимум две составляющие – хлеб и мясо, то можно предположить, что приготовленную по всем правилам в хорошем ресторанчике и по сходной цене мы ее увидим не сейчас. А жаль. Приготовив шаурму в домашних условиях, я поняла, как это вкусно.