Франция призналась в своем банкротстве

На модерации Отложенный

Францию ожидает рост социальной напряженности. Такие последствия может иметь заявление руководителей страны о фактическом банкротстве Пятой республики, прозвучавшие накануне. По словам главы кабинета министров Франсуа Фийона, у государства больше нет денег для того, чтобы сохранять льготы для госслужащих, а дефицит бюджета в 2008 году составит не менее 41,5 млрд евро. Признания премьера уже вызвали недовольство профсоюзных деятелей – не исключено, что в ближайшие дни во Франции начнется волна забастовок.

Негативные последствия непродуманной финансовой политики правительства первыми ощутят на себе работники государственного сектора. Несмотря на то что о массовых увольнениях пока никто не говорит, часть льгот для ряда категорий служащих будет отменена уже в ближайшее время – у государства просто нет средств для того, чтобы продолжать их финансирование. Речь в первую очередь идет об отмене спецпенсий, увеличении рабочего времени при сохранении прежнего уровня зарплат и отказе от приема на работу новых сотрудников взамен уволившихся или ушедших на пенсию. С помощью таких мер правительство только в этом году планирует сэкономить более 6 млрд евро, однако негативный эффект от таких шагов может превысить сэкономленную сумму. Дело в том, что профсоюзы, объединяющие различные категории из 5,2 млн французских госслужащих, уже пригрозили властям проведением масштабных акций протеста и забастовок. По предварительным оценкам, ущерб от одной только забастовки сотрудников железных дорог может превысить 8 млрд евро, а ведь кроме них бастовать собираются учителя и даже пожарные.

Проблемы с госбюджетом появились у Франции не сегодня. По словам премьера Фийона, расходы страны расходились с ее доходами начиная с 1974 года, а последние несколько лет она твердо держала первое место в ЕС по уровню бюджетного дефицита, что вызывало регулярное раздражение финансистов из Брюсселя.

Так, дефицит госбюджета страны к июлю текущего года составил 47,44 млрд евро, и этот показатель продолжает расти. Кроме того, расходы на социальную сферу (прежде всего – на выплату пособий безработным и иммигрантам) также были одними из самых значительных в ЕС.

Именно желанием избавиться от «нахлебников» в целях экономии, а не стремлением к расовой дискриминации объясняют эксперты ряд жестких мер по борьбе с нелегалами, предпринятыми в последнее время по инициативе президента Франции Николя Саркози. Так, каждый из департаментов Франции должен выслать до конца года со своей территории не менее 25 тысяч нелегалов, причем г-н Саркози планирует держать этот вопрос под личным контролем. Кроме того, на прошлой неделе были ужесточены правила легального въезда во Францию – теперь иммигранты, желающие воссоединиться с семьей, должны будут пройти ДНК-тест.

Однако уверенности в том, что предпринимаемые усилия дадут долговременный позитивный эффект, ни у кого нет. Рост ВВП, по данным официальной статистики, в первом квартале 2007 года составил 0,5%, что не может вселить оптимизма относительно будущего экономики страны. Если же добавить к негативным процессам, происходящим в стране, еще и ипотечный кризис, грозящий обрушить финансовую систему всей Европы, становится понятно – легких дней жителям Франции ждать не стоит. Не исключено, что социальное напряжение уже в ближайшие дни выплеснется на улицы. Инициаторами новых беспорядков могут выступить все те же обитатели иммигрантских гетто, напуганные перспективой депортации и сокращения социальных выплат. Однако на этот раз к ним могут присоединиться и вполне благополучные до сего дня граждане страны, неожиданно для себя самих столкнувшиеся с перспективой отката вниз по социальной лестнице.