Борис Березовский об убийстве Анны Политковской: следователи вышли на заказчиков и испугались

На модерации Отложенный Главный редактор московской «Новой газеты» Дмитрий Муратов заявил, что бывший начальник Главного следственного управления Следственного комитета Генеральной прокуратуры Дмитрий Довгий совершает должностное преступление, называя имя заказчика убийства Анны Политковской. Журналист подчеркнул, что следователь не имел права говорить об этом до окончания расследования и передачи дела в суд. Довгий назвал Бориса Березовского заказчиком убийства Политковской в интервью газете «Известия».

«Известия» оговариваются, что интервью было записано за несколько дней до отстранения начальника ГСУ, и газета ни в коем случае не хочет вмешиваться в служебное расследование. Просто именно Довгия представили как официальное лицо, которое можно расспросить о ходе расследования громких дел, причинах коррупции и том, каким должен быть настоящий следователь.

Сам материал - довольно будничные и если не канцелярские, то вполне предсказуемые «откровения» чиновника. Такое интервью мог бы дать любой из более-менее высокопоставленных представителей правоохранительных или силовых структур. Да и о конкретных делах Дмитрий Довгий рассказывал журналисту не слишком охотно. А если и рассказывал, то в доверительной беседе и не для печати, «а для вашего понимания» (соответствующая оговорка, кстати, тоже есть в начале статьи).

Тем не менее, и в таком «причесанном» интервью кое-что нашлось. В частности, отвечая на вопрос о продвижении расследования дела об убийстве Анны Политковской, Дмитрий Довгий сообщил: «Нами установлены участники этого преступления. Связано оно с ее профессиональной деятельностью. Цель - как устранение собственно Политковской, так и подрыв доверия к правоохранительным органам. В розыске находится исполнитель, но мы убеждены, что в кратчайшее время его поймаем. А все пособники - кто привозил исполнителя на место преступления, отслеживал ее пути, предоставлял информацию - все эти лица находятся под стражей».

В том, кто был заказчиком этого убийства, похоже, у следствия сомнений нет. «Глубочайшее наше убеждение, - продолжает собеседник «Известий», - что это Борис Абрамович Березовский - через Хож-Ахмеда Нухаева. На тот момент ему было выгодно поступить именно так. Убийство связано не с ее статьями, а с ее личностью. Вот она, такая яркая, находится в оппозиции к действующей власти, встречалась с Березовским - вот ее и убили».

Из дальнейшего, правда, непонятно, на основе каких доказательств следствие пришло к таким выводам. Да и стоит ли сейчас разбираться? Вот передадут дело в суд, тогда и узнаем. Впрочем, пожалуй, впервые официальное лицо назвало Березовского заказчиком убийства Анны Политковской. Раньше бизнесмена вот так вот, в открытую, в этом убийстве не обвиняли, чаще использовалась более мягкая формулировка.

Сам Борис Березовский убежден, что следствию удалось докопаться до истинных заказчиков преступления, однако узнав, кто они, следователи испугались и решили свалить все на него: «Следственные, правоохранительные органы скомпрометировать больше, чем они уже себя скомпрометировали, невозможно. Это основание философских рассуждений господина Довгия не выдерживает никакой критики, это первое. Второе, мне кажется, самое главное: проблема состоит в том, что вышли на след не только исполнителей, но и на заказчиков. И заказчики сидят в Кремле, тут у меня никаких сомнений не было с самого начала.

Поэтому сейчас они пытаются откреститься, следствие идет в другом направлении, чтобы себя обезопасить», - сказал Березовский Радио Свобода.

Дмитрий Довгий рассказал также, что в России в отношении Березовского возбуждено еще одно уголовное дело. На это раз его обвиняют в заведомо ложном доносе в правоохранительные органы Великобритании о том, что якобы на него неоднократно готовились и совершались покушения. Сделал он это с целью незаконного получения политического убежища в этой стране.

«На самом деле зафиксированы неоднократные факты покушения на меня в Великобритании - фамилиями, с датами, с технологиями покушения, все это зафиксировано в Скотланд-Ярде, а российские спецслужбы это всячески скрывают. Поэтому все, что утверждают следственные органы, является просто выдумкой с целью опять-таки отвлечь внимание от реальных проблем, которые существуют в правоохранительных органах», - говорит опальный олигарх.

Дмитрий Довгий рассказал «Известиям» о деле Литвиненко, Бульбова, «Невского экспресса», «Трех китов», но как-то поверхностно, и, кажется, ничего существенного нового в его ответах не было - разве что если кто умеет читать между строк.

Еще Дмитрий Довгий предложил «рецепт от коррупции»: «Я считаю, что должны быть не только запретительные, но и стимулирующие меры антикоррупционного поведения. Человеку должно быть выгодно себя вести антикоррупционно не только из-за страха попасть в тюрьму. Он должен понимать, чего он лишится вообще в жизни. Например, большинство милиционеров у нас получают по 6-8 тысяч рублей. Ну как можно предъявить к такому человеку, которому нужно содержать семью, какие-то требования?» Далее Дмитрий Довгий ссылается на опыт Литвы, где по его словам «рядовые полицейские офицеры» получают порядка 3 тысяч евро и поэтому никто не подумает о взятке.

По мнению Елены Панфиловой, давно и профессионально изучающей причинно-следственные связи развития коррупции, дело не в зарплате: «Вот где та самая высокая зарплата, после которой человек перестанет брать взятки? Сколько это - 20 тысяч рублей, 30 тысяч, 100 тысяч? На Западе, на который ссылаются авторы интервью, как раз молодые офицеры нигде не получают высокие зарплаты. И действительно, там при этом они не бегут брать взятки направо и налево. Люди четко понимают, зачем они идут туда, и если человеку не нравится маленькая зарплата, всегда можно себе найти место с более высокой. Но к этому должна прилагаться такая вещь: приоритеты, моральные и карьерные, расставлены правильно. Он должен точно знать, что при безупречной службе через 10 лет у него появится, скажем, возможность взять кредит на жилье, а через 20 лет государство поможет ему взять кредит на образование детей. А через какое-то количество лет безупречной опять-таки службы он получит такое достойное пенсионное обеспечение, что он не будет чувствовать себя, выходя на пенсию, бомжем и человеком, который зря потратил эти годы».

«Известия» тем временем пишут: «Скандал с начальником Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре России Дмитрием Довгием не сходит с газетных полос. Подчиненные обвинили его во взятках почти на 3 миллиона евро. На время, пока выясняется, правда это или навет, Довгий отстранен от работы».