Алексей Кудрин похоронит План Путина-2020

На модерации Отложенный Концепция стратегического развития России до 2020 года, которая предполагает переход страны на инновационную модель, может остаться только на бумаге, считает известный экономист, руководитель Национального института развития Сергей Глазьев.

«Я убежден, если Кудрин останется на посту министра финансов и руководителем национального банковского совета, эта концепция будет похоронена, она не будет реализована. В Кудрине я не сомневаюсь», – заявил он.

Как передает корреспондент РИА «Новый Регион», сегодня на пресс-конференции в Москве Сергей Глазьев отметил, что в заявленной правительством концепции развития до 2020 года, на его взгляд, правильно поставлены цели и задачи о переходе на инновационный путь развития. Впервые за постсоветские годы государство показало, что решилось взять стратегическую инициативу. Однако при этом он обратил внимание, что концепция грешит обилием узких мест, и выразил опасения, что на самом деле она не будет реализована.

Сергей Глазьев обратил внимание, что есть существенные противоречия между заявленными целями правительственной концепции и реальными действиями кабинета министров. Прежде всего, это касается роста цен на энергоносители. В частности, до 2011 года предполагается рост цен на газ в три раза по сравнению с 2006 годом, а также увеличение в 1,5-2 раза тарифов на электроэнергию. «Это чудовищный рост цен. Положительная рентабельность перерабатывающей промышленности обнулится. Это главное противоречие концепции», – заявил Глазьев.

Судя по динамике роста тарифов, рентабельность промышленности снизится, и на вопрос, откуда эти отрасли возьмут инвестиции, ответа в данной концепции нет. По оценке Глазьева, исходя из этого, можно предположить, что на самом деле инвестиции и дальше будут концентрироваться в сырьевых секторах, в результате чего, по его выражению, «несмотря на намерение властей подняться на инновационную траекторию, Россия будет приземляться на энерго-сырьевую, во всяком случае, в ближайшие три года».

При этом он отметил, что при таком развитии событий в будущем ситуация в машиностроении и перерабатывающей промышленности станет еще хуже, что поставит под вопрос их существование, поскольку согласно концепции основным источником инвестиций будут оставаться собственные средства предприятий, которых в настоящее время катастрофически не хватает для развития. В этой связи Глазьев отметил, что на самом деле правительству стоило бы «заморозить» тарифы на энергоносители, чтобы дать толчок к развитию отечественной промышленности.

Вместе с тем Глазьев отметил, что еще одним существенным просчетом правительственной концепции является то, что переход к инновационной стратегии планируется осуществить постепенно только к 2020 году. «Ошибка правительства заключается в том, что они откладывают начало перехода к инновационному сценарию. Эта ошибка может стать роковой», – считает он.

«Я думаю, что если мы замкнемся на сырьевой стратегии в ближайшие три года, то на инновационную стратегию развития можем уже не перейти. Степень изношенности основных фондов, старение высококвалифицированных кадров, падение производства высокотехнологических товаров настолько велики, что усилия нужно прилагать немедленно. Мы могли бы маневр сделать уже сегодня, а не в конце прогнозного периода, и тогда бы действительно вышли на инновационный путь развития», – сказал Глазьев.

В то же время он отметил, что правительство вместо того, чтобы сконцентрировать ресурсы сегодня и заставить их работать в экономике, идет на поводу у монополистов, продолжает наращивать экспорт сырья. «Если мы просчитаем, на что может рассчитывать машиностроение исходя из того, что у нас 90% цветных металлов, 2/3 черных металлов и 2/3 нефти экспортируется, для своей промышленности у нас нет ресурсов. Это не просто слова, это уже реальность. В авиационной промышленности одним из узких мест стало отсутствие алюминия и титана, поскольку все эти металлы отправляются на экспорт, и наши заводы стоят последними в очередях на получение необходимых материалов для производства современных самолетов», – сказал Глазьев.

Еще одной ошибкой, по мнению Глазьева, является отложенное изменение денежно-кредитной политики. «Сейчас Центральный банк печатает деньги под покупку доллара, валютные резервы хранятся в странах НАТО, и в силу этого наша денежная политика привязывается к западной. Уже на 60% наша денежная масса сформирована из иностранных кредитов. Поскольку деньги определяют направление развития экономики, это означает, что главными эмитентами денег являются иностранные структуры, и экономика привязывается не к своим внутренним целям, а внешним – потребителям российского сырья и спекулянтам, которые скупают активы в России», – заявил Глазьев.

При этом он выразил опасения по поводу того, что в правительственной концепции формальные показатели роста экономики при энергосырьевом и инновационном сценариях первые три года практически не различимы. «В этом даже есть, может быть, некое коварство. По отчетам правительства мы не сможем понять, по какому сценарию мы все-таки живем – по инновационному или инерционному. В ближайшие три года они одинаковы по всем параметрам. А вот если копнуть вглубь мы увидим, что на самом деле этот экономический период будет загонять нашу экономику в энергосырьевой сценарий», – считает Глазьев.

Как считает эксперт, у государства есть два инструмента по маневру – это денежная эмиссия и бюджет. «Мы видим, что в Америке на один доллар резервов в экономике работает 25 долларов. У нас наоборот: на три рубля в резерве – один работает в экономике. Получается, что у нас резервов больше, чем работающей денежной массы. Это совершенно новое явления в мировой экономической истории. До сих пор считалось, что когда валютные резервы и денежная масса равны, это является наиболее жесткой системой. Обычно на одну резервную единицу работает 3-4 в экономике. У нас вы видите, вместо того, чтобы кредитовать экономический рост – тормозят его», – обратил внимание Сергей Глазьев.

Вместе с тем он выразил уверенность, что при сохранении нынешнего состава правительства концепция инновационного развития будет похоронена. «Я убежден, если Кудрин останется на посту министра финансов и руководителем национального банковского совета, эта концепция будет похоронена, она не будет реализована. Потому что денежно кредитная поилка, которую проводит сегодня Центральный банк, не позволяет выйти на те уровни инвестиционной и инновационной активности, о которых говорится в концепции, и более того, она загоняет экономику нашей страны в сырьевую периферию Европы», – считает Глазьев.

По его словам, если в ближайшие год-два не изменить политику, которую реализует действующий министр финансов Алексей Кудрин, о концепции инновационного развития можно будет забыть.

Глазьев отметил, что правительство декларирует переход к денежно-кредитной политике, ориентированной на внутренние потребности экономики лишь в 2011 году. «Но надо сказать они это декларируют уже много лет, поэтому вряд ли это будет реализовано в 2011 году этими же людьми. По крайней мере, денежные власти не могли выполнить прямые поручения президента о переходе на расчеты в рублях за нефть и газ, по приданию рублю статуса мировой валюты. Это осталось разговорами, потому что они ориентируются больше на рекомендации валютного фонда и американского казначейства», – заявил он.

«Без кадровых перемен в финансовом блоке правительства данная концепция реализована не будет. То же касается антимонопольного ведомства. При таком попустительстве монополистам развития не будет. Это два самых слабых места – финансовая и антимонопольная политика», – заключил Сергей Глазьев.