Саакашвили разбудил оппозицию

На модерации Отложенный

По итогам провала военной кампании по захвату Южной Осетии, ряд представителей грузинской оппозиции обвинил Михаила Саакашвили в развязывании войны с Россией и пообещал добиться досрочных президентских выборов. Эксперты отмечают, что у действующей власти и оппозиции весьма схожие взгляды на решение вопроса с непризнанными республиками, однако шанс на успех у последних имеется. Саакашвили в очередной раз доказал, что не держит свои же обещания.

Ввиду поражения грузинской армии в Южной Осетии, давление на президента Михаила Саакашвили заметно возросло. Британская газета Financial Times утверждает, что один из лидеров Объединенной оппозиции Грузии и бывший соперник Саакашвили на президентской кампании Леван Гачечиладзе призвал грузинскую оппозицию требовать скорейшего проведения досрочных выборов.

Хотя по итогам провалившейся операции в РЮО и ответных действий со стороны России многие лидеры оппозиции заявили о временной консолидации вокруг действующей власти, ряд оппонентов президента продолжает настаивать, что виновником войны был именно Саакашвили. «Правительство потеряло шанс вернуть себе доверие грузин», — заявил Гачечиладзе.

Другой видный представитель грузинских оппозиционеров — генсек оппозиционной Консервативной партии Грузии Каха Кукава — также раскритиковал власть вообще и Саакашвили лично за развязывание вооруженного конфликта с непризнанной республикой, что повлекло за собой участие в военной операции российской армии.

«Саакашвили лично ответственен за начало войны, которую мы никогда не сможем выиграть», — подчеркнул Кукава, пообещав, что после стабилизации обстановки в Грузии его партия призовет к массовым демонстрациям за отставку правительства.

Теперь, собственно, о «консолидации вокруг власти». Наиболее показательный пример — ситуация с бывшим соратником и личным другом, а ныне заклятым врагом Ираклием Окруашвили, находящимся сейчас во Франции.

Выступая на митинге в Тбилиси 12 августа, Саакашвили предложил Окруашвили забыть старые обиды и объединиться «перед лицом общей угрозы». Ранее Окруашвили лично позвонил президенту, покаялся за прошлое и попросил отправить себя в зону грузино-югоосетинского конфликта «простым рядовым».

Бывший соратник уже было подал в посольство Грузии во Франции соответствующие документы, однако в четверг Саакашвили все-таки отказал ему во въезде в Грузию.

Напомним, что бывший министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили получил политические убежище во Франции после того, как вышел под залог по решению тбилисского суда и уехал в Париж. Оттуда он продолжил разоблачать «преступления режима Саакашвили».

Собственно, арест Окруашвили стал отправной точкой массовых митингов оппозиции, разгон которых осенью прошлого года заметно подорвал репутацию Саакашвили как «демократического лидера Грузии».

В ответ на такой демарш опального «ястреба» (Окруашвили выступал за силовой вариант решения абхазской и юго-осетинской проблемы) тбилисский суд заочно приговорил Окруашвили к 11 годам заключения. Грузия по-прежнему настаивает на его экстрадиции (этот вопрос Парижский суд рассмотрит в начале осени).

Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин отмечает, что у грузинской оппозиции действительно появился шанс добиться отставки Михаила Саакашвили с президентского поста. На последних досрочных президентских и парламентских выборах оппозиционные силы шли под лозунгами, главная мысль которых сводилась к тому, что Саакашвили проводит правильную политику, но «авантюристскую» и «не так, как надо».

Теперь, после военного поражения Грузии оппозиция, может заявить: «вот видите, мы же говорили, что он плох». «Но проблема в том, что оппозиция, вообще-то говоря, занимает позиции по проблемам Абхазии и Южной Осетии точно такие же, как и Саакашвили. Многие её лидеры также пропагандируют силовую методику», — сказал Владимир Жарихин газете ВЗГЛЯД.

Политолог прогнозирует, что в случае, если оппозиция действительно имеет серьезные намерения добиться досрочных выборов, начнет упрекать Саакашвили за то, что тот «не все сделал для успешного завершения военной операции по захвату Южной Осетии».

Как бы там ни было, в случае ухода Михаила Саакашвили, грузино-российские отношения вряд ли кардинально изменятся, полагает эксперт. Главная болевая точка Саакашвили сейчас в том, что он не держит своих же обещаний.

Показателен пример с Аджарией. Когда глава мятежной автономии Аслан Абашидзе в 2004 году покинул Грузию вместе с семьей (по факту, это предотвратило масштабную войну), Саакашвили публично дал ему в эфире центральных телеканалов гарантии неприкосновенности. Однако вскоре Абашидзе был приговорен к 15 годам лишения свободы, к выплате в бюджет Грузии около млн. долларов и объявлен в розыск через Интерпол.

«Саакашвили абсолютно вероломный человек. Любые соглашения, как устные, так и письменные, которые он заключает, им же потом и нарушаются. Это свойство для политика неприемлемо. Политик может быть циничным, коварным и так далее, но он должен быть договороспособным. Если он с кем-то о чем-то договорился, он должен это выполнять», — подытожил эксперт.