Предписания прокуроров у нас все чаще игнорируются

На модерации Отложенный

Сайт Генеральной прокуратуры ежедневно сообщает о выявленных нарушениях законодательства в коммерческих и госструктурах. За последние недели под прицел прокуроров попали несколько авиакомпаний, большинство топливозаправщиков, Ростехнадзор по ЦФО, Российская академия наук. Руководству всех организаций было предписано устранить нарушения. Однако выполнять их адресаты не спешат. Эксперты объясняют это урезанными полномочиями прокуратуры, в результате которых ее надзор потерял эффективность.

Вчера президент России Дмитрий Медведев принял генерального прокурора Юрия Чайку. Темой их беседы стал авиатопливный кризис. Напомним, скандал разразился после того, как сотни пассажиров авиакомпании «Интеравиа» несколько суток не могли вылететь из-за отсутствия топлива. «По просьбе Генпрокуратуры ФАС возбудила более 20 дел о нарушении антимонопольного законодательства, а также два уголовных дела в связи с отказом заправлять самолеты», — сообщил Юрий Чайка. Генпрокурор проинформировал президента, что в отношении поставщиков, заправщиков и производителей топлива внесено 19 представлений об устранении нарушений законодательства и объявлено 15 предостережений. Однако шансов на исправление ситуации немного.

В конце сентября Генпрокуратура выявила незаконное использование госсимволики и учреждение альтернативных орденов, медалей и научных званий в Академии проблем безопасности и правопорядка (АБОП). В сообщении прокуратуры тогда говорилось даже о намерении закрыть организацию. Однако максимум, чего удалось добиться, — штраф через суд за «учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами». Сама академия продолжает существовать, хотя ранее организации закрывали в течение суток за куда меньшие прегрешения.

Неуважение к прокурорским замечаниям — явление относительно свежее. Еще год назад не было ничего страшнее прокурорской проверки, однозначно сулившей бизнесу и чиновникам серьезные проблемы. Однако с отделением СКП прокуроры лишились главного орудия — права возбуждения уголовных дел. Теоретически прокурор и сегодня может инициировать уголовное дело, направив материалы проверки в профильное ведомство. Но на практике следователь ФСБ, СКП или МВД может запросто проигнорировать такое поручение. Что, учитывая непростые взаимоотношения между руководителями двух ведомств — генпрокурором Юрием Чайкой и главой СКП Александром Бастрыкиным, — регулярно и происходит. Источник РБК daily в Генпрокуратуре подтвердил, что сегодняшние полномочия ведомства непропорционально малы по отношению к задачам, которые прокурорам приходится решать.

«Сегодняшнее законодательство дает право следственному органу отказывать в возбуждении уголовного дела по представлениям прокуроров, — сказал РБК daily депутат Госдумы Александр Хинштейн. — Более того, Уголовно-процессуальный кодекс вообще не предусматривает четкие сроки, в которые следователь должен дать прокурору ответ. В итоге, по статистике, за девять месяцев текущего года только в 26% случаях по представлениям прокуроров возбуждались уголовные дела. То есть по трем четвертям проверок выносятся отказы».

По словам Александра Хинштейна, исправить ситуацию должны поправки, рассматриваемые сейчас в Госдуме. «Их суть — предоставить прокурорам право самостоятельно возбуждать уголовные дела по фактам нарушения законодательства, выявленным в ходе их проверок, и уже затем дело будет направляться для расследования в следственные органы», — сказал депутат.

Иван Петров