Туры по зарубежным врачам доступны 0,01% граждан России

На модерации Отложенный

Мировой бум "лечебного туризма" докатился и до России. Правда, говорить о таком отдыхе как об отдельном направлении на российском туристическом рынке не приходится: ежегодный поток "туристов с диагнозом" из России составляет пока всего 15 тысяч человек. И хотя в сфере медицинского туризма в Москве работают около 200 компаний, аналитики выделяют не больше десятка, которым действительно можно довериться.

"Это реальная проблема, ведь все компании позиционируют себя как специалистов, – говорит в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" гендиректор компании "Златые врата" Марк Слонимский. – И механизма предварительной проверки не существует. Только советы бывалых".

Чаще всего за рубеж выезжают, чтобы сделать пластику, зачать и родить ребенка, а также провести сложную операцию, взяться за которую не рискнули отечественные медики. "Наши врачи порой отказываются от операций – по разным причинам они считают своих пациентов неоперабельными, – объясняет исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Андрей Маликов. – Они не хотят рисковать, не хотят связываться в дальнейшем с родственниками, бросать лишнее пятно на свою врачебную практику и т.д. Когда практика зарубежных врачей застрахована".

Немаловажно, что лечение за рубежом предполагает и конфиденциальность. Ведь люди, способные сделать операцию за 60-70 тысяч евро в лучших клиниках Германии, Швейцарии или Израиля, чаще всего состоятельны и известны. В Европе за странами уже закрепилось разделение труда на рынке медицинских услуг: Германия славится специалистами в кардиохирургии, ортопедии и сосудистой хирургии; у Австрии репутация онкологической лечебницы; визитной карточкой Италии стали программы послеродовой реабилитации; Франция преуспевает в гинекологии, пластической хирургии и лечении алкоголизма; Швейцария – единственная в мире страна, которая имеет лицензию на проведение операций со стволовыми клетками и т.д.

Однако признанным центром пластической хирургии сегодня стала и Бразилия, за "пластикой" многие едут в Боливию, Коста-Рику и Тайланд. Отдельные направления развивают Индия и ЮАР. "Цены более чем на 50% дешевле, чем в Европе, а хирурги не уступают", – комментирует А.Маликов.

Оговоримся, М.Слонимский предостерегает от лечения в странах Юго-Восточной Азии: "Чаще всего наши туристы едут в европейские страны. Если говорить о клиниках – это Германия, Швейцария, Израиль, Франция. Чешские клиники в последнее время достигли хорошего уровня – здесь более низкие цены. В частности искусственное оплодотворение дешевле, чем в Москве". По словам эксперта, стоматологические процедуры в Венгрии также дешевле столичных.

Кстати, прейскурант российских турфирм выглядит следующим образом: аортокоронарное шунтирование – порядка 60 тысяч евро.

Химиотерапия – от 5 тысяч, удаление злокачественных опухолей – 10-15 тысяч, искусственное оплодотворение – от 5-6 тысяч евро и т.д. Турфирмы, организующие лечение за рубежом, говорят о 10% комиссионных, на деле же можно переплатить им и 100% – предупреждает А.Маликов: "Если сравнить предложения от клиник напрямую, то же шунтирование - от 16 тысяч евро, у нас эта цена через посредников меньше 50 тысяч не получается".

"Можно обращаться и напрямую в клинику, – парирует М.Слонимский. – К сожалению, это не всегда приводит к снижению стоимости. В крупных клиниках согласование всех процедур, их калькуляция может занимать до недели. Если человек приехал в клинику с неверным диагнозом или возникли обстоятельства, требующие изменить заранее намеченную программу, на калькулирование уйдет время, за которое пациент будет платить". Эксперт считает, что турфирмы с хорошей репутацией снимают подобные риски. Хотя очевидно, что без посредника любая сделка обойдется дешевле.

Есть ли альтернатива медицинскому туризму за рубежом? Ведь 10 фирм в Москве и годовой поток в 15 тысяч человек – капля в море. "Толчков для внутреннего медицинского туризма нет и в ближайшее время не будет, – убеждает в завершение программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ М.Слонимский. – Российские медицинские центры с турфирмами не работают. И на серьезный контакт не идут". Но о каком серьезном контакте может идти речь, если турфирмы назначают комиссионные не в 10, а в 100%? А количество "добросовестных" турфирм ограничивается десятком.

Если медицинские центры в России не хотят связываться с турфирмами, это лишь подтверждает несостоятельность туристических фирм на внутреннем рынке. Но для внутреннего медицинского туризма нет языковых барьеров. Здравницы городов Кавминвод, Ростова-на-Дону, Астрахани заполнены каждый сезон, начиная с 2005г. По данным Минздравсоцразвития, более 12 млн граждан России ежегодно отдыхают в санаториях и профилакториях Южного федерального округа. А ведь унаследованная от СССР система санаторно-курортного отдыха охватывает также Урал, Сибирь, Алтай, Дальний Восток, Камчатку и т.д.

Только льготников до монетизации побывало в российских здравницах в 2005г. больше 1 млн человек. Это говорит, как минимум, о наличии койко-мест в санаториях РФ (льготники после монетизации отказываются от социального пакета в пользу наличных). Можно ли сравнить миллионы "подлечившихся" в России с 15 тысячами, выезжающих на лечение за рубеж? Очевидно, лечение за рубежом – прерогатива наиболее обеспеченных граждан России. Данный вид отдыха сегодня доступен только 0,01% населения РФ. Для "оседлания" такого потока вполне хватает десятка турфирм в Москве.