Петербург в ожидании нового президента: интриги вместо политики

На модерации Отложенный

Сегодня, 7 мая 2008 года, состоится торжественная церемония вступления в должность избранного президента РФ Дмитрия Медведева. Как известно, эта процедура повлечет за собой, в первую очередь, одно немаловажное следствие. Уже в самом скором будущем (особо информированные оптимисты уверяют, что даже 8 мая) в столице случится целая серия кадровых перестановок. Весьма значительная группа чиновников снимется с насиженных мест на Старой площади и Краснопресненской набережной и отправится заменять друг друга в высоких начальственных офисах.

Пасьянс на Неве

Разумеется, не останется в стороне от этой кабинетной забавы и город на Неве – в самом деле, не зря же мы все последние годы боролись за почетное звание «второй столицы». Правда, к сожалению, именно определенная вторичность пока что накладывает серьезный отпечаток на петербургский кадровый пасьянс. Посему слухи про отъезд какого-нибудь видного городского руководителя в первопрестольную воспринимаются сегодня или в качестве доброй шутки, или – что чаще – как злой анекдот.

Шутки, однако, продолжают звучать. И ведь, главное, неясно откуда берутся. Информационные источники (будь то чиновники, или традиционно более болтливые депутаты) проделали за последние пять лет большую работу над собой. Подавляющее большинство из них молчит под пытками заинтересованных журналистов даже на условиях строжайшей анонимности.

Такое поведение, с одной стороны, свидетельствует: внутренняя дисциплина на всех уровнях власти под строгим присмотром высокого начальства непомерно возросла. С другой стороны, этот факт указывает на то, что, похоже, никто, действительно, ни в чем не уверен. Именно в силу отсутствия адекватной информации слухи и сплетни растекаются по городу, как осадок по дну кофейной чашки.

Сие, разумеется, не ограничивает возможность кадровых перемен в петербургских властных институциях. Оно и понятно: Валентина Матвиенко обосновалась в Смольном уже четыре с половиной года назад, а ее команда с тех пор ни разу серьезно не обновлялась, да и уверенные разговоры о взаимной усталости главы города и некоторых чиновников друг от друга слышны давно. Новый поворот, вероятно, был бы небесполезным. Однако, сдается, что реальные перемены окажутся гораздо мельче, чем те, что обсуждались околовластной тусовкой все два месяца с момента избрания Дмитрия Медведева президентом.

Но все же постараемся перебрать самые любопытные из них, оставив за скобками кажущийся сегодня крайне маловероятным отъезд из города самой Валентины Матвиенко, а также неизбежные изменения в составе местного офиса «партии власти», а также представительств федеральных структур (как, например, городского суда).

Список Смольного

Первым в фокусе внимания любителей составлять политические прогнозы оказался «первый среди равных» — вице-губернатор Виктор Лобко (как принято писать про него в прессе, «правая рука Валентины Матвиенко). Похоже, тихая, но действенная активность опытного партийного функционера утомила многих до такой степени, что желание избавиться от него сублимировалась в слухи о скором выходе Виктора Николаевича на заслуженную пенсию. Кто при этом сумеет уговорить Валентину Матвиенко отставить своего главного советчика – не ясно. Собеседники «Росбалт-Петербург» размышляли о том, что сделать это в состоянии только федеральное начальство. Но вице-губернатор Лобко таков, что сумел не продемонстрировать себя «федералам» с отрицательной стороны. Его зона – город. А здесь, как считают некоторые источники, усилиям Виктора Николаевича способны хоть как-то противостоять лишь вице-губернатор Александр Полукеев, да председатель комитета по печати Алла Манилова.

Последняя и сама является излюбленным персонажем для обсуждения. Не станем перечислять все многочисленные слухи о ее трудоустройстве, и упомянем лишь один: якобы, в связи с уходом вице-губернатора по культуре Сергея Тарасова на некое повышение, Манилова имеет шансы стать, наконец, полноценным вице-губернатором. А не просто «членом правительства Санкт-Петербурга запятая председателем комитета» (именно так любит аттестовать себя сама Алла Юрьевна — прим. автора).

После того, как в Мариинском дворце прозвучало очередное губернаторское послание, на языках у сплетников в качестве потенциальных отставников оказались также «строительный» вице-губернатор Александр Вахмистров и «социальная» Людмила Косткина (на них де лично указала глава города, отругав состояние в курируемых отраслях). Правда, достаточно странно будет уволить персонажей вскоре после того, как им публично велено лично исправлять ситуацию – все в том же самом послании.

В «расстрельном списке» чаще других упоминают председателя комитета по градостроительству и архитектуре Александра Викторова, главу комитета по социальной защите Александра Ржаненкова и председателя комитета по здравоохранению Юрия Щербука. Тем более, что называемого с ними в одной связке экс-руководителя комитета по транспорту Александра Дацюка уже поменяли — на бывшего «главного рекламщика» северной столицы Александра Кадырова.

Впрочем, все эти должности и в самом деле – «расстрельные». Так что, здесь еще вопрос в том, найдутся ли грамотные люди, согласные их занять. А то ведь может повториться история с председателем комитета по культуре Николаем Буровым, который всерьез засобирался на свободу, и даже публично об этом заявил, да губернатор не отпустила (просто не отыскала достойную кандидатуру). Поговаривают, кстати, что достойный, наконец, обнаружился: экс-главный редактор петербургских «Вестей» Антон Губанков.

Реальнее всего сегодня выглядит перспектива кадровой ротации на районном уровне. Ведь переместить глав территориальных управлений в другие кресла и назначить на их места новых в Смольном собирались еще после выборов в городское Законодательное Собрание в прошлом марте.

«В конце концов, все вы просто колода карт»

Так или иначе, главный аспект этих решений – будут они приняты, или же нет – один: управленческая воля главы города и ее ближайших советников. Рядовым горожанам даже вряд ли что-нибудь объяснят (в самом деле, на дворе давно уже не проклятые девяностые). Да и какие там рядовые петербуржцы? Депутаты ЗакСа и те далеки от принятия, в общем-то, ключевых для города решений. В лучшем случае, наши народные трибуны, да и то, если активно подсуетятся, узнают о новых назначениях не из сообщений смольнинской пресс-службы.

Проблема в том, что у такого весьма привлекательно для исполнительной власти Петербурга порядка вещей есть одно не вполне приятное следствие. В случае, если стабильность городского существования слегка пошатнется (скажем, по экономическим основаниям) власть окажется лишена возможности апеллировать к воле народной. Попросту выражаясь, ей не на кого будет свалить ответственность, кроме как принять ее на себя.

В остальном остается посетовать, что все перечисленное – суть интриги, но никак не политика. Однако сегодня, накануне великого кабинетного переселения, об этих неинтересных частностях как-то совсем не думается.