МЭРТу - смерть! Ведомству Эльвиры Набиуллиной осталось не больше четырех месяцев

Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) доживает последние дни. Источники "Газеты" в президентской администрации и правительстве утверждают, что неизбежную в мае реорганизацию кабинета министров (после возвращения в Белый дом на Краснопресненской набережной Владимира Путина) ведомство Эльвиры Набиуллиной не переживет.

Более того, отдельные куски от него могут откусить в самое ближайшее время. Черную метку предшественник Набиуллиной Герман Греф получил в сентябре 2007 года, когда его лишили кресла главы МЭРТ (переход его в Сбербанк был оформлен несколько позже). Тогда, как утверждают высокопоставленные источники "Газеты", Владимир Путин уже был готов раскассировать МЭРТ, поделив его останки между Минфином и Минрегионом. Но Греф уговорил президента повременить. МЭРТ никогда скромностью не отличался. В мае 2000 года, когда Владимир Путин впервые стал президентом, это ведомство было создано на базе Минэкономики, Министерства внешних экономических связей и внутренней торговли и госкомитета по Северу.

Туда же добавили гособоронзаказ и военный атом. Главное было - определить вектор экономического развития для начала до 2010 года. Что, кстати, Греф и сделал, отправив в правительство свою долгосрочную стратегию развития, которую так никто и не утвердил. Несмотря на личную близость к президенту и на готовность в любой момент уволиться по принципиальным соображениям, Греф стал терпеть поражения одно за другим. В феврале 2003 года на праздновании 10-летия "Газпрома" Путин заявил о газпромонеделимости. И перечеркнул двухлетнюю работу МЭРТа, направленную на раздел газовой сверхмонополии по крайней мере на две составляющие - добывающую и экспортную. Впрочем, тогдашний зам Грефа Андрей Шаронов еще почти год цеплялся за идею газовой демонополизации. Наказание последовало. В 2004 году после административной реформы Шаронов был лишен кураторства над естественными монополиями, и ему ничего не оставалось, как уйти в частный бизнес - в "Тройку Диалог" в 2007 году.

В июне 2006 года премьер Михаил Фрадков высказался за раздел МЭРТа на две части: "фрадковскую" - внешнеэкономическую (он был последним главой МВЭСа) и "прогнозистскую". В сентябре 2007 года почти так и случилось, когда за наследство Германа Грефа неожиданно решил побороться его "питерский" соратник Алексей Кудрин. Последний решил воплотить французский аппаратный вариант, когда прогнозы и разработка бюджета находятся в руках одного министерства. Тогда эта идея не прошла. Однако в последнее время слухи о неминуемой ликвидации МЭРТа обострились. Во-первых, один за другим уходят замы Набиуллиной. 26 января Виктор Зубков подписал распоряжение об увольнении Станислава Кузнецова. Он уходит к Грефу в Сбербанк старшим вице-президентом. Через месяц, если верить Кириллу Андросову, еще одному заму Набиуллиной, отвечающему за естественные монополии и институты развития, ему придется покинуть МЭРТ ради или Минрегионразвития, которое уже отвечает за бывшее детище МЭРТа Инвестфонд, или Центра стратегических разработок.

Наконец, вполне вероятен уход директора сводного департамента макроэкономического прогнозирования Андрея Клепача. Автор столь приятно удивившего Путина проекта долгосрочного социально-экономического прогноза до 2020 года (пятое место в мире по объему ВВП) готов, по неофициальной информации, покинуть МЭРТ ради организуемого Грефом при Сбербанке института макроэкономического прогнозирования. Правительственная функция прогнозирования в этом случае неизбежно достанется Минфину.

В результате на развалинах МЭРТа останутся только те департаменты, которые отвечают за оставшиеся еще за МЭРТом институты развития: Банк развития, Российскую венчурную компанию и особые экономические зоны. Кроме того, недавно в МЭРТе появилась новый зам Набиуллиной Александра Левицкая, курирующая нацпроекты. Здесь нет особого противоречия. Остатки МЭРТа могут быть разделены между Минрегионразвитием и президентским советом по нацпроектам.

Источник: http://www.sostav.ru/news/2008/02/04/53/

0
1557
0