Суды с судами подтолкнут государство к наведению порядка в судебной системе

На модерации Отложенный

Верховный суд Республики Хакасии постановил выплатить 1 млн рублей Абдуле Исаеву в качестве компенсации за четыре года, проведенные в тюрьме. Хакасская прокуратура обвинила его в убийствах. Однако в декабре прошлого года Исаев был признан невиновным. Как считают эксперты, таким образом в России появляется система компенсаций за незаконное лишение свободы, что в свою очередь может подвигнуть государство к наведению порядка в правоохранительной и судебной системах. Особенно в свете предстоящих кадровых перестановок в правительстве.

Юристы воспринимают подобную практику однозначно позитивно. «Государство, которое чувствует безнаказанность, будет совершать подобные ошибки. Государство, которое за эти ошибки платит рублем, будет меньше их совершать», – заявил РБК daily адвокат Михаил Барщевский. А вот правозащитники не так оптимистичны. «Рассмотрение дел в Европейском суде не дает поводов для оптимизма», – сказала РБК daily председатель Комиссии по правам человека при президенте РФ Элла Памфилова. По ее словам, Россия все чаще проигрывает довольно дорогие иски в Страсбурге, однако это никак не подвигает чиновников к исправлению существующей ситуации. Так происходит в том числе и потому, что конкретные люди, незаконно осудившие человека, не несут никакой ответственности. «Несправедливо, когда государство возмещает ущерб за судебную ошибку, а судья, эту ошибку совершивший, уходит от наказания», – считает Элла Памфилова. По ее мнению, нужно, чтобы и государство, и судья вместе отвечали за нанесенный человеку вред. Иначе будет так, как сейчас. «Государственных средств не жалко, а чиновников компенсация не бьет по карману», – поясняет она.

Небольшое количество подобных исков также не стимулирует правоохранительные органы более ответственно подходить к своей работе. Ведь лишь единицы отсуживают компенсации за несправедливо назначенные сроки. По мнению Эллы Памфиловой, причин, по которым подобные иски не стали нормальной практикой, три. Во-первых, люди не всегда знают о том, что они имеют право на денежную компенсацию. Во-вторых, у многих не хватает средств, чтобы нанять адвоката для судебного процесса. Интересы того же Абдулы Исаева на суде представляла правозащитная организация «АГОРА». И в-третьих, в правоохранительной системе сильно развита круговая порука, что не позволяет многим прокурорам и судьям признавать ошибки других.

«Из-за ложного понимания защиты чести мундира сотрудники правоохранительных органов часто уходят от ответственности», – говорит Элла Памфилова. По мнению адвоката Барщевского, причиной того, что люди редко обращаются в суд с требованием компенсации за судебную ошибку, является страх: они попросту боятся связываться с государством. «Люди, вырвавшись на свободу, боятся государства, боятся «дразнить гусей», а гусей надо не только дразнить, но и дрессировать», – считает он.

Эксперты считают, что судиться с судебной системой можно и нужно. Именно это сможет подтолкнуть государство к наведению порядка в правоохранительной и судебной системах. Подобные надежды особенно сильны в свете предстоящих кадровых перестановок в правительстве…