Банкиров по осени сажают

На модерации Отложенный

Таганский суд Москвы во вторник начнет рассмотрение по существу уголовного дела в отношении шестерых бывших руководителей коммерческого банка «Нефтяной». Генпрокуратура обвиняет их в незаконном обналичивании 12,5 млрд рублей.

Уголовное дело против шестерых топ-менеджеров коммерческого банка «Нефтяной», подозреваемых с декабря 2005 года в незаконной банковской деятельности и легализации денежных средств, добытых преступным путем, дошло до суда. На скамье подсудимых оказались шесть бывших руководителей банка - председатель правления КБ "Нефтяной" Яна Макарова, первый замглавы банка Андрей Салимов, еще двое заместителей Макаровой - Станислав Прасолов и Марина Борисова, а также начальник отдела векселей Вера Гаврилова и главный бухгалтер Наталья Фролова.

Под стражей находятся четверо из них: Гаврилова, Салимов, Прасолов и Фролова, которые были задержаны 15 марта 2006 года. Двое других подсудимых – Яна Макарова и Марина Борисова - под подпиской о невыезде.

Как полагает следствие, все шестеро еще в 2000 году создали организованную преступную группу и незаконно легализовали миллиарды рублей с помощью счетов, зарегистрированных на подставных лиц, в десятке коммерческих банков.

Доходы Макаровой и ее коллег, по данным Генпрокуратуры, превышали сотни миллионов рублей. По версии Генпрокуратуры, только в 2002-2003 годах при совершении незаконных банковских операций через подставные фирмы было перечислено более 400 млрд рублей и 300 млн долларов, и обналичено 12,5 млрд рублей. В Генпрокуратуре утверждают, что общий доход менеджеров КБ "Нефтяной", полученный от этих операций, составил 163 млн рублей в виде процентов и комиссий, из которых свыше 144 млн рублей было легализовано. Только от неуплаты банком налогов, по данным Генпрокрутары, менеджеры нанесли государству ущерб на 42 млн рублей. В результате обысков, прошедших в "Нефтяном" в декабре 2005 года, следователи нашли черную кассу и поддельные печати.

По данным следствия, членам этой группы значительно помогли «современные информационные технологии и программное обеспечение, что позволяло им в течение длительного времени умело скрывать свою деятельность от контрольно-ревизионных органов». Кроме того, банк "Нефтяной" незадолго до обысков вошел в систему страхования вкладов ЦБ РФ.

Однако после представления Генпрокуратуры в Банк России уже в мае 2006 года лицензия у "Нефтяного" была отозвана.

Основанием, по данным ЦБ РФ, послужила «деятельность "Нефтяного" по отмыванию доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Негативные тенденции в банке, как отмечают в ЦБ, начались в декабре 2005 года, почти сразу после того, как «Нефтяной» был принят в систему страхования вкладов.

Главный руководитель концерна "Нефтяной" российский бизнесмен Игорь Линшиц пытался до последнего спасти репутацию банка. Еще до судебного разбирательства он перечислил в Генпрокуратуру 42 млн рублей, тем самым, погасив все убытки. Но в январе 2006 года Линшиц был объявлен в розыск. (По данным СМИ, сейчас он находится в Израиле.)

Заочно Линшицу предъявили обвинение по ст. 172 и 174 УК РФ ("Незаконная банковская деятельность" и "Легализация денежных средств").

Кроме того, в начале 2007 года Басманный суд арестовал имущество Линшица - акции "Мосинжстрой" на сумму более 7 млн рублей. Как отмечали ранее в окружении бизнесмена, Линшиц мог пострадать за слишком либеральные взгляды - ранее он назначал председателем совета директоров банка «Нефтяной» Бориса Немцова и водил знакомства с другим оппозиционером Михаилом Касьяновым. Впрочем, в следственных органах политическую подоплеку дела не комментировали.

19 сентября в Таганском суде завершились предварительные слушания по делу банкиров. Суд отказался вернуть дело в Генпрокуратуру для устранения нарушений, отклонив тем самым ходатайство защитников подсудимых.

Ни один из менеджеров КБ "Нефтяной" в ходе предварительных слушаний своей вины не признал. В случае, если суд признает их виновными, банкирам грозит от 3 до 15 лет тюрьмы, а также крупные денежные штрафы.

История банка "Нефтяной" вряд ли окажется последней в череде крупных финансовых разоблачений. Когда в Таганском суде шли предварительные слушания по этому делу, в Москве следственная бригада ГУ МВД по Центральному федеральному округу проводила обыски и аресты сразу в трех кредитных организациях - "Мастер-банке", "Лефко-банке" и "Банке проектного финансирования". Поначалу во всех трех банках сообщения об обысках опровергли, отмечая, что следователей интересовали лишь некоторые клиенты банков (обыски, по некоторым данным, проходили в офисах банков и по частным адресам в Москве, Московской и Калужской областях - Страна.Ru).

Однако рано утром 19 сентября 2007 года оперативники задержали руководителя Перовского отделения «Мастер-банка» Дмитрия Андросюка. По версии следствия, некоторые операции Андросюк осуществлял как физическое лицо: в частности, крупные суммы были переведены за рубеж через счета зарегистрированной на его имя фирмы-однодневки. Во время обыска в столичной квартире и на даче Андросюка в Калужской области оперативники обнаружили поддельные печати фирм-однодневок, сообщили в ГУ МВД по ЦФО.

В тот же день следом за Андросюком взяли под стражу главного специалиста департамента развития "Банка проектного финансирования" Татьяну Горбачеву. Уголовное дело по факту незаконной банковской деятельности, по которому проходят Горбачева и Андросюк, было возбуждено в начале августа 2007 года. В преступную группу, по версии следствия, помимо арестованных входили еще два человека. Следить за ними начали с 2006 года, когда все фигуранты дела работали в БПФ. Судя по всему, именно тогда подозреваемые разработали схему незаконной обналички и отмывания крупных сумм с последующим их выводом на счета зарубежных компаний, пишет "Коммерсантъ". Деньги переводили через счета нескольких фирм-однодневок, зарегистрированных на утерянные паспорта. Таким образом, реальные владельцы обналичиваемых средств уходили от уплаты налогов. По данным сыщиков, только через одну подставную фирму за последние месяцы было обналичено и укрыто от налогов более 2,5 млрд рублей. Как утверждают в ГУ МВД РФ, сотрудники банков получали за свои услуги вознаграждение в размере от 3% до 7% от обналичиваемой суммы.