Выборы углубили политический кризис на Украине

На модерации Отложенный Выборы углубили политический кризис на Украине. Как минимум два года — до президентских выборов — страну будет лихорадить, и далеко не факт, что Россия сможет остаться в стороне.

Согласно предварительным данным голосования, в украинский парламент проходят представители пяти политических сил. Это: Партия регионов (ПР), за которую проголосовали 34,35% избирателей, что дает ей 175 мандатов; Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) — 30,73% и 156; пропрезидентский блок «Наша Украина — Народная самооборона» (НУНС) — 14,16% и 72, Компартия — 5,38% и 27 и блок экс-спикера парламента Владимира Литвина, который позиционирует себя как третью силу, — 3,96% и 20 мандатов. Соцпартия Александра Мороза в новый парламент не прошла, недобрав всего одну десятую процента. Если после сверки всех протоколов избирательных комиссий и подведения официальных итогов выборов ситуация не изменится, то можно констатировать вполне определенный итог выборов: у «оранжевых» блоков БЮТ и НУНС хватает голосов, чтобы сформировать правящую коалицию, — всего на два голоса больше, чем нужно для большинства. Это означает, что в любом случае коалиция теперь вряд ли будет сформирована на основе Партии регионов Виктора Януковича.

Наиболее вероятных вариантов развития событий пока два. Первый — чисто «оранжевая» коалиция между БЮТ и НУНС (возможно, с привлечением в нее Блока Литвина). Второй — так называемая широкая коалиция между ПР, НУНС и, опять-таки возможно, с Литвиным. Ни тот ни другой спокойствия стране не гарантирует.

Ошибка «Регионов»

Партия регионов, хотя и набрала больший процент, чем в 2006 году, вряд ли может праздновать победу. В абсолютных показателях она получила на пару сотен тысяч голосов меньше, чем на прошлых выборах, и проведет в Раду, соответственно, меньше на десять человек. Если посмотреть по общей статистике выборов, то в центре и даже на западе страны партия набрала больше голосов, чем на предыдущих выборах. Основной провал произошел на юго-востоке, то есть в базовых для ПР областях. Хотя процент проголосовавших там за партию Януковича оказался выше, чем в марте 2006 года, однако явка была гораздо ниже, что и дало столь печальный результат.

Сами регионалы, впрочем, считают, что проблема не в низкой явке на востоке, а в аномально высокой на западе страны (притом что там многие граждане уехали на заработки за границу). Дескать, там и были основные фальсификации путем вброса «лишних» бюллетеней за БЮТ и НУНС и подделок протоколов комиссий. Но ПР не смогла поймать фальсификаторов за руку — на Галичине, например, у партии был всего один наблюдатель на десять участков, тогда как «оранжевые» при помощи массы дружественных наблюдателей из Грузии присутствовали практически на всех участках на востоке. Кроме того, ПР следует пенять на себя и за ошибки, допущенные на юго-востоке, из-за которых произошло снижение явки избирателей.

Тут подействовал футбольный принцип: не забиваешь ты, забивают тебе. Как уже писал «Эксперт», весной власть Ющенко висела на волоске. Попытки распустить Верховную раду двумя указами президента в апреле оба раза провалились. Глава государства пытался запустить «силовой сценарий», чтобы заставить правящую коалицию Партии регионов, социалистов и коммунистов пойти на досрочные выборы, но натолкнулся на сопротивление верного правительству МВД во главе с социалистом Василием Цушко. Последний не допустил смены власти в генпрокуратуре. Ющенко пытался направить на Киев внутренние войска, однако те были остановлены на подступах к столице силами милиции и не высказывали особого желания сражаться за президента. Воевать за президента не собиралась и армия. При этом конституционный суд вот-вот должен был вынести решение о признании указа президента неконституционным.

Прояви тогда регионалы твердость, Ющенко был бы вынужден либо смириться с поражением, либо все-таки попытаться силой решить вопрос, в чем бы он, безусловно, проиграл и пошел бы под суд как мятежник. После этого коалиция установила бы полный контроль над страной — учитывая апатию на западе Украины, за «оранжевых» никто бы не заступался.

Однако Янукович (как говорят, под давлением крупного капитала в своей партии — Рината Ахметова, в частности) вместо этого пошел на соглашение с Ющенко: выборы досрочные будут, но они переносятся на осень. Это, как теперь уже ясно, оказалось колоссальной ошибкой. Такой глупой непоследовательностью Партия регионов дезориентировала своих сторонников. Многие восприняли согласие на досрочные выборы как откровенное предательство. Кроме того, ПР была явно не готова к выборам. Штабы пришлось формировать в спешке, кое-как. Ухудшилась и экономическая ситуация. Из-за плохого урожая зерновых подскочили цены на продовольствие, что использовали в своей агитации «оранжевые».

К тому же, по неофициальной информации, регионалы пообещали Ющенко не использовать в своей кампании мобилизующие избирателя темы русского языка и НАТО и не особо критиковать Ющенко, что также способствовало росту апатии на юго-востоке.

Опомнились лишь за несколько недель до выборов. Когда стало понятно, что явка на юго-востоке ожидается крайне низкой, ПР инициировала сбор подписей о проведении референдума по нейтральному статусу страны, русскому языку и выборности губернаторов. Впрочем, времени уже явно не хватало, чтобы мобилизовать электорат. Да и затея носила явно бутафорский характер: партия не создала ни одной инициативной группы по сбору подписей (чего требует закон о референдуме). Собранные все же миллионы подписей из-за допущенных нарушений ЦИК отказался принимать.

Провальной была и рекламная кампания партии, которая так и не смогла «продать» избирателю достижения правительства Януковича — экономический рост, стабилизацию отношений с Россией, увеличение социальных выплат.

Зато в отличие от штаба и политтехнологов ПР Блок Юлии Тимошенко сработал очень эффективно. БЮТ использовал рост цен для критики правительства (мол, при Тимошенко-премьере цены были ниже, а потому «Верните нам Юлю» — основной слоган кампании). Кроме того, блок выдвинул две откровенно популистские идеи — выплата в кратчайшие сроки всех сбережений, сгоревших в Сбербанке, и отказ от призыва в армию уже с 2008 года. Обе идеи осуществить невозможно, но на избирателя они подействовали.

При таком раскладе неудивительно, что Тимошенко увеличила свой успех на этих выборах. Удивляет, что при этом слишком много взял НУНС, у которого БЮТ по идее и должен был «откусить» голоса «оранжевых». Видимо, если и были массовые вбросы бюллетеней на Западной Украине, то в основном именно в пользу пропрезидентского блока, которому, не исключено, «накрутили» несколько процентов. Впрочем, и «оранжевые» обвиняют ПР в фальсификациях на востоке страны.

Кто с кем

Вероятность, что выборы будут обжалованы, небольшая. О необходимости пересчета голосов по всей стране заявила КПУ, а СПУ говорит о том, что будет в суде добиваться отмены результатов голосования. Однако вряд ли эту идею поддержит Партия регионов. Там уже вовсю обсуждают создание широкой коалиции с НУНС.

В среду 3 октября о необходимости привлечь Партию регионов к созданию коалиции заявил и президент Виктор Ющенко. Он сказал, что чисто «оранжевая» коалиция в формате БЮТ+НУНС не даст стране стабильности, а потому призвал три крупнейшие силы начать переговоры о формировании большинства, которое «объединит страну». В ПР уже объявили о готовности пойти на такое объединение, а БЮТ заявил, что в таком случае уйдет в оппозицию. Впрочем, абсолютно не факт, что широкая коалиция (в просторечье — «ширка») будет создана — заявление Ющенко может оказаться просто отвлекающим маневром, цель которого — убедить Партию регионов признать результаты выборов.

А эти результаты, как уже было сказано, предполагают лишь два варианта: чисто «оранжевая» коалиция с премьером Юлией Тимошенко во главе и широкая коалиция ПР+НУНС (кто премьер, пока неясно). Какая из них будет создана — зависит в первую очередь от президента и его блока «Наша Украина — Народная самооборона». А Ющенко решает собственные задачи, главная из которых — укрепить свою власть и переизбраться на второй срок. Поэтому основных условий его согласия на коалицию два: отказ Януковича или Тимошенко от участия в президентских выборах, согласие БЮТ или Партии регионов изменить конституцию с целью расширения полномочий главы государства. С 2006 года Украина является парламентской республикой, в которой основная власть принадлежит парламенту и формируемому им правительству. Собственно говоря, кто — Янукович или Тимошенко — даст наиболее убедительное согласие на эти условия, тот и войдет в коалицию с Ющенко.

Но этим, естественно, перечень факторов, которые влияют на то, какое правительство получит Украина, не исчерпывается. В пользу коалиции с ПР говорит и готовность большинства регионалов отказаться от поста премьера в пользу человека президента, а также страх Ющенко перед непредсказуемостью Тимошенко, опасения, что ее политика может расколоть страну и развалить экономику. В пользу же коалиции с Тимошенко работает страх Ющенко потерять полное доверие со стороны своих избирателей. Итак, рейтинг президента крайне невысок, как показали выборы, а после того как будут нарушены предвыборные обещания (блок НУНС клялся, что не станет создавать коалицию с Партией регионов) он вообще упадет ниже низкого. Наконец, сама фракция НУНС может отказаться подчиниться президенту и примет решение идти на союз с БЮТ самостоятельно. К тому же Запад, мягко говоря, не поймет кульбита Ющенко.

Главный выбор

Впрочем, за интригами вокруг создания коалиции стоит куда более важный вопрос.

Как уже писал «Эксперт», в украинской политической элите в последние годы борются два течения: «партия передела» и «партия договора».

Первая выступает за резкое обновление политического и экономического курса страны, передел собственности, изменение геополитического статуса (вступление в НАТО и «бегство» от России), украинизацию «неправильных» юго-восточных регионов. Вторая выступает за сохранение и закрепление нынешнего положения дел в стране.

Первую партию поддерживают Запад, часть украинской бюрократии и бизнеса, которые хотят нажиться на переделе. Вторую — крупнейшие финансово-промышленные группы страны и, пассивно, Россия. В прошлом году президент Ющенко уже делал выбор между двумя этими партиями. Тогда тоже речь шла либо о создании чисто «оранжевой» коалиции (партии передела), либо о создании широкой коалиции между «Нашей Украиной» и Партией регионов. После долгих торгов и колебаний он выбрал первый вариант. Однако «Регионы» нанесли мощный ответный удар, договорившись с лидером социалистов Александром Морозом о создании «антикризисной» коалиции, перехватив власть в стране.

Теперь у президента выбор тот же. Итак, что будет, если…

Юля-премьер

В этом случае будет чисто «оранжевая» коалиция. Возможно, к ней присоединится Блок Литвина. Вероятно, будет предпринята попытка расколоть Партию регионов, чтобы собрать конституционное большинство в парламенте. В стратегическом плане это означает «большой передел». Собственно, Тимошенко об этом говорит уже в открытую, абсолютно не стесняясь.

Переделывать страну она попытается по трем направлениям. Первое: передел собственности внутри страны в пользу транснациональных корпораций (крупнейшие объекты) и лояльного себе бизнеса (активы помельче). Активы будут отбирать у бизнеса, который лоялен Партии регионов, в первую очередь — у Рината Ахметова и Виктора Пинчука.

Второе: уничтожение юго-востока как политического явления. Партии, которые выступают за русский язык, против НАТО и проч., должны будут или отказаться от лозунгов, или же их попытаются вытолкнуть в маргинальную нишу. В первую очередь это касается Партии регионов, которую будут раскалывать, отлучать от местной власти. Очень вероятны в таком случае досрочные выборы в местные органы власти, как минимум в крупнейших городах страны — Киеве и Харькове. ПР узнает, что такое быть снятой с выборов.

Третье направление: резкое сворачивание всякого сотрудничества с Россией. Первый удар, который, скорее всего, нанесет Тимошенко, — денонсация договора с «Газпромом» от 4 января 2006 года по поводу поставок и транзита газа. В соответствии с этим договором все поставки в страну монополизировала компания «Росукрэнерго», цена на транзит зафиксирована до 2011 года, а цена газа меняется каждый год. Тимошенко попытается либо снизить цену на газ, либо повысить цену на транзит. Если Россия в ответ прекратит поставки газа, Украина начнет его отбирать из транзитного газопровода, сорвав контракты «Газпрома» с Европой. Короче говоря, начнется новая «газовая война».

Но это только вершина айсберга. Сворачивание отношений пойдет и по множеству других направлений — скажем, оборудование для достройки Хмельницкой АЭС станут поставлять не российские, а западные компании. Максимально будет свернуто военно-техническое сотрудничество с Россией — украинская армия перейдет на закупки западной военной техники и т. д. и т. п. Одновременно начнется ускоренная интеграция страны в НАТО. Не исключено, что Киев попытается досрочно изгнать Черноморский флот из Севастополя.

Не факт, что действия будут предприняты по всем направлениям одновременно. Скорее всего первым делом «оранжевые» попытаются уничтожить Партию регионов, а потому примутся за собственность и за Россию.

Откровенно говоря, ПР к эффективному сопротивлению сейчас абсолютно не готова. Крупный украинский бизнес не может и не хочет быть в оппозиции к власти. Однако если перед ним встанет угроза потери собственности, то воевать придется. Инструментов для войны (массовых народных движений, мобилизующих сторонников для участия в акциях протеста, например) у партии пока нет, но если нужно будет, то они появятся. Наиболее очевидный путь — саботаж действий центральной власти на уровне местных властей на юго-востоке страны, забастовки. В конечном счете, на носу президентские выборы, и до них вполне реально продержаться, а потом победить (главное к тому времени — не расколоться и не перессориться). Если же власти снимут кандидата от ПР с выборов, то на бунт можно будет поднять весь регион. И кто выйдет победителем из этой заварушки, предсказать трудно.

Что касается России, то защитные меры очевидны. Скорее всего будет резко увеличена цена на российский газ и на транзит среднеазиатского газа на Украину, денонсировано соглашение о зоне свободной торговли. Это нанесет серьезный удар по украинской экономике, однако удар в нужном для Тимошенко направлении. Из-за неурядиц с Россией вымрет тяжелая промышленность, что резко ослабит позиции восточно-украинских финансово-промышленных групп (ФПГ). Также трудно исключать, что Россия начнет более активно поддерживать сопротивление «оранжевым» на юго-востоке. Одно можно сказать точно: отношения между нашими странами резко ухудшатся.

Но и у Тимошенко есть ахиллесова пята — ее отношения с президентом Ющенко. Она может, конечно, дать обещание Ющенко по двум упомянутым выше пунктам (не идти в президенты и поддержать изменения в конституцию), но если рассуждать логически, то как минимум одно из них Тимошенко неизбежно нарушит. Действительно, она может и не баллотироваться в президенты, но только при условии, что у премьера остаются как минимум нынешние полномочия. Тогда она ни в коем случае не будет поддерживать изменения в конституцию, предусматривающие увеличение полномочий президента. Если же Тимошенко эти изменения поддержит, то только для того, чтоб потом самой стать президентом.

Короче говоря, конфликт между президентом Ющенко и премьером Тимошенко представляется очень вероятным. Он приведет к развалу правящей коалиции и отставке премьера, а дальше — или широкая коалиция, в которой регионалы, напуганные Тимошенко, примут все условия Ющенко, или новые выборы. Собственно, на это и есть надежда у ПР и России: Ющенко не даст Тимошенко совершить задуманное.

Ширка все стерпит

Если Ющенко решит, что ему не нужно ждать полгода, чтобы создать коалицию с Партией регионов, и сделает это прямо сейчас, ситуация в стране будет развиваться лишь чуть менее драматическим образом. Премьером скорее всего станет некая нейтральная фигура, близкая к президенту и не раздражающая регионалов, например глава секретариата президента Виктор Балога или министр иностранных дел Арсений Яценюк, а может, экс-премьер Юрий Ехануров или экс-секретарь Совета национальной безопасности и обороны, миллиардер и совладелец Индустриального союза Донбасса Виталий Гайдук, а может, и Владимир Литвин, получивший фракцию в Раде.

В этом случае Юлия Тимошенко уйдет в оппозицию и начнет подготовку к выборам президента. К ней перекочует практически весь электорат Ющенко. Выиграть выборы он сможет только при поддержке Партии регионов, опираясь на юго-восток, а также вернув себе прежние полномочия, чтобы задействовать административный ресурс. Впрочем, достаточно быстро социологи выяснят, что юго-восток поддерживать Ющенко не будет ни при каких условиях, а следовательно, возвращать полномочия президенту, чтоб ими завладела Тимошенко, — смерти подобно. Напротив, встанет вопрос о том, чтобы эти полномочия еще более уменьшить, вплоть до отмены всенародных выборов главы государства. Далее встанет вопрос о том, что Ющенко не сможет достойно противостоять Тимошенко, а потому нужно ей найти более мощного противника. Следовательно, придется либо возвращать в премьеры Януковича, либо совместными усилиями раскручивать новую фигуру, например Литвина.

Грубо говоря, «ширка» достаточно выгодна регионалам, так как в любом случае через некоторое время к ним реально перейдет власть в стране.

В целом политика «широкой коалиции» не будет серьезно отличаться от политики нынешнего правительства Януковича. Единственно, что Ющенко при создании коалиции наверняка потребует от ПР присягнуть на верность курсу в НАТО и украинизации. «Регионы» на это, скорее всего, пойдут, но реально ничего делать ни для вступления в НАТО, ни для украинизации не будут, чтобы не потерять доверие избирателей. А ближе к президентским выборам эти темы вообще отпадут, так как их прочно монополизирует Тимошенко, и бороться с ней нужно будет под другими лозунгами.

Экономика больна

Таким образом, политические разборки в стране продлятся минимум до 2010 года — до президентских выборов, — и это дурная новость для экономики страны. Последняя к началу 2007 года начала потихоньку выздоравливать после потрясений времен оранжевой революции. Однако роспуск парламента в апреле и вызванный этим политический кризис свели все усилия на нет. Крупные инвесторы крайне осторожно стали относиться к перспективам вложений в страну. К середине года на мировых рынках упали цены на сталь, основной экспортный продукт Украины. Неважным был и урожай зерновых. Соответственно, экономические показатели стали резко ухудшаться. Если в начале года рост ВВП составлял около 9%, то сейчас он снизился до 5–6%.

Ожидаемые же потрясения перед выборами президента, возможные досрочные выборы в местные органы власти, которые приведут к тотальному переделу собственности и земли, нанесут еще более болезненный удар по украинской экономике. Кстати, именно поэтому в окружении президента есть немало противников идеи предоставления Тимошенко возможности еще раз поэкспериментировать со страной.

В общем, очевидная неспособность политической элиты обеспечить нормальные условия развития экономики может поставить под вопрос жизнеспособность украинского государства как такового.