Какой он — идеальный депутат?

На модерации Отложенный Считается, что в России избиратель традиционно голосует сердцем, но никак не разумом. Причем по принципу «нравится — не нравится» росияне выбирают не партии, а их лидеров, утверждают эксперты. Еще один фактор — на кого укажет президент. Между тем, результаты соцопросов убедительно доказывают: страна испытывает избирательный голод. Согражданам, прежде всего, не хватает идеальных депутатов.

Так что на предстоящих парламентских выборах у имиджмейкеров работы не убавится. Хотя, казалось бы, с отменой выборов по одномандатным округам и переходом на пропорциональную систему отпадет нужда и в формировании имиджа отдельно взятых кандидатов. На самом деле, каждая партия разобьет свой избирательный список на региональные группы, возглавлять которые будут конкретные люди. А значит, избиратели получат возможность взглянуть в глаза претендентам на мягкие думские кресла.

Конечно, всматриваться по большей части придется в лица губернаторов, спортсменов, артистов и прочих известных личностей, которые выступят на выборах в роли «паровозов». С административным ресурсом в лице глав регионов все давно понятно. А вот выбор избирателей в пользу представителей творческих профессий явно отдает «раздвоением личности».

Согласно данным ВЦИОМ, около половины россиян отрицательно относятся к присутствию в политике музыкантов, актеров и чемпионов. Среди кандидатов в депутаты почти 50% опрошенных хотели бы видеть экономистов, юристов и ученых. Однако как только речь заходит о конкретных известных людях, то в первую «пятерку» идеальных депутатов попадают врач Леонид Рошаль (24%), режиссер и актер Федор Бондарчук (17%), ученый Жорес Алферов (16%), а также режиссер и актер Александр Калягинаи спортсменка Ирина Родинна (по 11%).

«Выбор в пользу непрофессиональных политиков — это эффект «медиа-политики», — поясняет «Росбалту» эксперт НИИ социальных систем Дмитрий Бадовский. — Люди воспринимают выборы как «развлекаловку», где срабатывает эффект шоу и медиа-узнаваемости».

Проблема в том, что «наигравшись» всласть, сограждане потом клянут избранных ими же депутатов на чем свет стоит. Согласно исследованию ФОМ, со словами «депутат Госдумы» у 68% россиян чаще всего возникают негативные ассоциации. Так, у 14% со словом «депутаты» связана «огромная говорильня в полупустом зале», а у 8% — «узаконенная мафия». Еще 4% воспринимают депутатов как «нечестных людей», столько же — как «алчных» и «эгоистов». В итоге уровень доверия к Госдуме сохраняется на рекордно низкой отметке. Меньше доверяют разве что налоговым службам.

На самом деле, люди не хотят, чтобы Дума напрочь состояла из дотошных юристов и экономистов, говорят эксперты. «Наш парламент по-прежнему воспринимается как цирк, а все любят именно «дураков-депутатов», — признался в беседе с «Росбалтом» депутат-"единоросс» Павел Воронин.

С депутатом соглашаются и социологи. По результатам исследований ВЦИОМ, лишь 5-6% россиян представляют идеального депутата образованным и компетентным человеком. 49% на первое место ставят обладание такими качествами, как честность, порядочность, совестливость и бескорыстие.
«Приоритет в пользу именно этих качеств связан со структурой запроса избирателей к власти, — говорит Бадовский. — В нашей стране по-прежнему доминирует патриархальная модель власти, когда ее представители должны выполнять роль отца нации. Отсюда — требования социальной справедливости, заботы о населении и т.д.».

В связи с этим эксперты неслучайно говорят о так называемом «факторе Путина» — чем не «идеальный отец»? «Массовое сознание отмечает совпадения с действующим президентом у других претендентов, и чем больше таких совпадений, тем лучше», — уверяет эксперт. По его мнению, именно под влиянием «фактора Путина» в последнее время избиратели стали обращать внимание на наличие таких характеристик у кандидата, как спортивный вид, умение вставить острое словцо и способность связно выражать свои мысли.

Если же составить идеальный портрет кандидата, то им окажется мужчина от 40 до 55 лет, представитель преобладающей в регионе нации, выходец из силовых структур или отставной военный, из рабочей семьи и обязательно добропорядочный семьянин. «Если в 40 лет и не женат, то обязательно примут за «голубого», — добавляет профессор МГУ, политический психолог Акоп Назаретян.

Еще один момент — отношение к алкоголю. «Пьет — дырка в образе. Совсем не пьет — не наш человек», — говорит Назаретян. «Но главное — кандидат должен дать понять, что ему за державу обидно», — добавляет Бадовский. Хотя голословных «патриотов» избиратели «просекают» моментально, предупреждает эксперт.

А вообще любой «минус» можно превратить в «плюс», уверяют специалисты. На языке имиджмейкеров такой прием называется «конверсией». К примеру, «варяга» всегда можно выставить эффективным лоббистом региональных интересов. «Старика» — мудрым и осторожным политиком, главное для которого — сохранение стабильности. И только с «полом» кандидата мало, что удается переиграть. В России женский пол является одним из основных «минусов» в образе кандидата. «Сами женщины неохотно голосуют за женщин», — отмечает Назаретян. Хотя Бадовский утверждает, что «гендерные ограничения" срабатывают только на президентских выборах. Но, все же как показывает практика, женщина-парламентарий в России — это, скорее, исключение, чем правило.

Главная же задача — дать избирателю понять, что он голосует за «своего парня». «Наши люди выбирают политиков, похожих на себя, чтобы кандидат был не намного лучше их самих, — делает вывод Бадовский. — Это своего рода способ самоидентификации, когда, практически отождествляясь с кандидатом, избиратель связывает с ним удовлетворение всех насущных потребностей — в безопасности, материальном благополучии и т.д.». На Западе дело обстоит ровно наоборот. «Приманкой» для избирателя в странах развитой демократии становятся образование и профессионализм кандидата.