США могут взорвать ситуацию в Крыму, чтобы ослабить Россию и Европу

На модерации Отложенный

Когда произошли известные события в Южной Осетии, рядом наблюдателей было высказано мнение о возможности пролонгации кавказского кризиса в Крыму. Заход в акваторию Черного моря американских кораблей в середине августа продемонстрировал высокий уровень угрозы миру во всем Черноморско-Каспийском регионе, который буквально балансировал на грани войны. Ситуация в любой момент могла взорваться в и без того неспокойном Крыму, который мог стать новым флангом кавказского фронта, направленного против России. За неудавшейся авантюрой Саакашвили вполне могла последовать другая, возможно еще более кровавая, связанная с вытеснением российского Черноморского флота из Севастополя, в том числе, при участии американских кораблей.

Дальнейшие события пошли по иному сценарию. Но стабилизировалась ли обстановка на полуострове и на Украине? Нисколько. Цепочка уже последовавших или ожидаемых событий в самом Крыму и в Киеве раскручивается по конфронтационному сценарию. Силовое противостояние на Украине и на "сепаратистском" полуострове делается все более вероятным.

На чем основан такой прогноз?

Следует начать с того, что "крымский вариант" появился не вчера. Сорванные патриотической крымской общественностью совместные

американо-украинские учения See breeze-2006 по официальной легенде предполагали координацию усилий силовых ведомств Украины и стран НАТО в случае возникновения межэтнического конфликта на полуострове и возможного вмешательства в него третьей стороны. Следует ли говорить, что таким образом на легенду учений экстраполировался тлеющий на полуострове конфликт между славянским населением и крымскотатарской общиной, точнее, той ее частью, которая контролируется меджлисом. Ранее мы уже обращали внимание на связь учений в Крыму с готовящимися американцами ударами по Ирану. Как мы видим сегодня, планы американцев стратегически не изменились, были сдвинуты лишь сроки. Кроме того, американские стратеги еще два года назад просчитали, что Россия не оставит без ответа посягательство на жизнь своих соотечественников на полуострове. Заметим, задолго до знаковых заявлений президента Дмитрия Медведева о приоритетах внешней политики страны.

Если возможность отработки крымского варианта рассматривалась еще в 2006 году, то закономерен вопрос о целесообразности его использования против России и в 2008-м.

Сразу снимается вопрос о субъектах реальной политики в Черноморском регионе. Это никак не Украина, президент и весь правящий истеблишмент которой в не меньшей степени, чем грузинская правящая верхушка являются послушными исполнителями указаний американцев. То, что президент Ющенко – лишь послушная марионетка американцев, начинает проскальзывать даже в заявлениях отдельных лидеров БЮТ. Но насколько заинтересована американская сторона в эскалации напряженности в Крыму и на Украине вплоть до вооруженного конфликта вокруг Черноморского флота России в Севастополе?

Сергей Глазьев в своей статье в газете "Завтра" делает правильный вывод о том, что не слишком успешная избирательная кампания республиканца Джона Маккейна нуждается в улучшении за счет создания управляемого кризиса. Еще в интервью российского премьера Владимира Путина американскому телеканалу обращалось внимание на связь событий в Южной Осетии с повышением электоральных рейтингов республиканцев. Однако конфликт на Кавказе на время затих и кандидат от демократов Барак Обама вновь вырвался вперед, серьезно опередив своего соперника. Следовательно, вновь актуализировалась идея управляемого кризиса, достаточно сильного, чтобы вызвать в американском обществе спрос на сильную руку, которая традиционно ассоциируется с республиканской внешней политикой.

Впрочем, у этого конфликта есть другое, более глобальное измерение, связанное с финансовым кризисом в США. Здесь уже задействованы интересы всей

финансово-политической элиты, управляющей Америкой и сделавшей ее заложницей и первой жертвой своих спекулятивных интересов. В этом контексте конфликт интересов между кандидатами от двух партий представляется детской забавой перед глобальной угрозой Pax Americana. Не в силах предотвратить финансовый кризис, американская компрадорская верхушка пытается извлечь максимум плюсов из минуса и добиться ослабления стратегических конкурентов в Старом свете. Возможный конфликт в Крыму, в который будут так или иначе втянуты Россия и Европейский союз, приведет к разрушительным последствиям. Американскую экономику, повторимся, это не спасет. Но этот последний (если не считать ядерного удара) довод королей сильно ослабит евразийских конкурентов США: лидеров ЕС, становящихся излишне самостоятельными, Россию, Китай.

Тем самым, положение будет более или менее уравновешено. Американцы достаточно малозатратными способами уравняют позиции сторон, не улучшив свое положение, но ухудшив стартовые возможности конкурентов.

Впрочем, с выбором "направления главного удара" нам, в отличие от Глазьева, не все так ясно. Он делает вывод о том, что Украина больше подходит на роль жертвы, поскольку нападение на Иран вызовет мощный отпор со стороны исламской республики и приведет к многочисленным жертвам среди американских военных. По мнению эксперта, логично предположить, что Украина и Крым выглядят куда более заманчивыми мишенями для атаки.

Но так ли это? Осмелимся предположить, что война против Ирана – вопрос давно решенный, даже с учетом неизбежных высоких военных и политических потерь со стороны сил атлантической коалиции. На кон поставлено слишком многое. Иран остановился в шаге от создания ядерного оружия, что фактически делает неизбежным упреждающий удар со стороны Израиля. Иран контролирует стратегический Ормузский пролив, а значит, и цены на нефть. Сама по себе не являясь слишком опасным противником Америки, исламская республика выступает в роли "золотой акции" или, используя терминологию геополитиков, является хартлендом, в которой сошлось слишком много противоречий. Уже сегодня вырисовывается опасный для американцев и Израиля союз Ирана с ядерным Пакистаном, ставящий под вопрос дальнейшее присутствие сил коалиции в Афганистане и Ираке и существование еврейского государства. За спиной этого союза стоит Китай, который пока не заинтересован в открытой конфронтации с Америкой и предпочитает действовать в роли координатора.

В этом контексте нападение на Иран является для американцев мерой крайне неприятной, но почти неизбежной. Лучше упредить действия противника хотя бы на один шаг, чем позволить тому взять инициативу в свои руки.

В интересах американской правящей верхушки максимально повысить плату за достижение своих целей. Это тот случай, когда чем больше жертв, тем лучше. Напомним, что президент Рузвельт пожертвовал Перл-Харбором, чтобы сплотить нацию против врага. И чтобы эффект был достаточно сильным, тот слой, который управляет финансами и руководит политикой Америки, вполне может нанести удар не по слабому звену – смычке Россия-Украина, с минимальными негативными последствиями для США, а по противнику, сопротивление которого приведет к огромному количеству жертв среди рядовых американцев. В этом случае не так важно, кто победит на предстоящих президентских выборах: внешнеполитическая стратегия и внутренний курс новой администрации будут до крайности милитаризированы.

Сказанное не означает, что крымский сценарий потерял свою актуальность. С большой степенью вероятности может быть реализован комбинированный сценарий: затратный иранский и малозатратный крымский. В первом случае в конфликте увязнут американцы и китайцы (которые остро испытают экономические последствия войны), во втором – русские и европейцы. В последнем случае американцы ничего не теряют: на

юго-западных границах России и восточных границах ЕС будет создан управляемый хаос, для преодоления которого потребуется немало времени, которое так необходимо американцам для перегруппировки.

Необходимо несколько слов сказать и о внутриукраинском измерении возможного крымского кризиса. Верховная рада распущена. Впереди – новый этап политической истории Украины, который будет проходить под знаком открытого отказа даже от видимости демократии. И события в Крыму могут выступить важным компонентом плана Балоги-Ющенко (впрочем, настоящий автор сценария находится за океаном). Нападения на российский Черноморский флот, о возможности которых поведала пресс-служба МВД (напомним, ведомство это возглавляется Юрием Луценко, союзником Юлии Тимошенко), более чем реальны. "МВД Украины известно о существовании плана дестабилизации ситуации в Крыму, который носит условное название "300 спартанцев" и направлен против ЧФ РФ", заявил Луценко в интервью украинскому изданию "Зеркало недели". Глава ведомства открыто приписал авторство этих планов секретариату президента. И это мало похоже на информационную утку. Скорее, на предостережение. Ведь в случае осуществления этого плана у России не окажется иного выхода, кроме вмешательства в конфликт для защиты своих военнослужащих и объектов Черноморского флота...

Эдуард Попов