Россия ограничивает вывоз ячменя - это подхлестнет новый рост цен

В ноябре будут введены ограничения на экспорт ячменя из России. Об этом сегодня заявил и.о. министра сельского хозяйства Алексей Гордеев. По его словам, предлагается ввести 30% экспортную пошлину, но не менее 70 евро за тонну. Глава Минсельхоза сообщил также, что в настоящее время изучается возможность введения подобных мер в отношении пшеницы. «Россия продолжает экспортировать пшеницу и в этом пока нет проблем, - сказал министр. - Тем не менее мы будем применять ограничительные меры на экспорт пшеницы».

Мировые цены на фуражный ячмень достигли 363 долларов за тонну. И решение России, несомненно, прибавляет шансов на их дальнейший рост. «Мировой рынок ячменя серьезно поднимется вследствие принятого Россией решения, - сказал в разговоре с РБК daily генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. - Но этот рынок, в отличие от рынка пшеницы, достаточно ограничен». По его мнению, вводимый уровень пошлин близок к запретительному, хотя и оставляет возможность небольшого экспорта. Ограничения на экспорт вводятся в отношении ячменя, а не пшеницы, потому что урожай ячменя в этом году в России оказался не очень хорошим, что на фоне неурожая прошлого года увеличивает угрозу возникновения его дефицита. «По ячменю баланс напряженнее, чем по пшенице», - отмечает Дмитрий Рылько.

По его словам, угрозы того, что пшеницы вывезут слишком много пока нет из-за ограниченных экспортных мощностей российских портов. «До конца текущего года угроза переэкспортирования пшеницы слабая в силу ограниченности экспортной инфраструктуры», - считает Рылько. Но, если не принять мер, после Нового года может возникнуть ситуация, когда из страны вывезут слишком много зерна. Все зависит от дальнейшей динамики на мировом рынке .

В последние дни, после бурного роста, цены на пшеницу начали снижаться. «Это связано с тем, что инвестфонды потеряли интерес к зерну и перекачали деньги в акции», - считает Дмитрий Рылько. По его мнению, в течение ближайших двух недель будет понятно, что делать дальше в отношении пшеницы.

Действительно, после того, как ФРС снизила базовую учетную ставку на 0,5% до 4,75% годовых, американский фондовый рынок начал стремительно расти. Инвесторы, до этого выводившие свои капиталы из акций, стали возвращать их на фондовые рынке. В результате рынки продовольственных товаров стали падать. Впрочем, рассчитывать на дальнейшее снижение цен на пшеницу не стоит, поскольку неопределенность с перспективами экономики США делает рост фондовых рынков неустойчивым. В любой момент капиталы инвестиционных фондов могут вновь взвинтить цены на зерно до новых исторических максимумов.

Не стоит забывать и о том, что вследствие неурожая в целом ряде крупных производителей пшеницы, на мировом рынке ощущается дефицит зерна. Сейчас рынок ожидает уборки урожая в Австралии. Правительство этой страны уже огласило прогноз, согласно которому австралийские фермеры соберут в этом году лишь 15,5 млн тонн пшеницы, что является самым низким показателем за последние 26 лет.

В этих условиях, возможно, действительно стоит перестраховаться и ввести ограничения на вывоз пшеницы из страны. Тем более, что без введения ограничений на экспорт бессмысленно и проведение зерновых интервенций с целью сбить уровень цен на внутреннем рынке. Государство может продать сколь угодно много зерна, но если экспорт не ограничен, это зерно будет вывезено и перепродано в той же Европе без каких либо серьезных положительных последствий для внутреннего рынка.

Источник: http://www.rbcdaily.ru/2007/09/21/focus/294314

0
910
0