Почему переснять чужое телешоу выгоднее, чем сделать собственное

На модерации Отложенный

Многосерийная комедия положений "Счастливы вместе" — хит сезона. Стартовав весной 2006 г. на телеканале ТНТ, к зиме этот сериал, по данным TNS Gallup, стал самым популярным ситкомом у молодежи, а в первые же два дня показа в сентябре 2007 г. и вовсе собрал рекордную аудиторию. Семейные проблемы Гены Букина близки и понятны отечественному зрителю. Кто бы мог подумать, что родина этого героя — США?

Широкому зрителю и невдомек, что он смотрит адаптированную версию американской киноэпопеи Married… With Children, которая с 1987 г. шла на телеканале FOX 10 лет подряд. До того как попасть в Россию, шоу успело выйти еще в девяти странах. А в России его сначала крутили на телеканале "Домашний" в оригинальной версии. Но зрительского успеха злоключения продавца обуви Эла Банди не снискали — в отличие от cериала "Счастливы вместе", один к одному переснятого продюсерским центром "Леан-М".

Для Sony Pictures Entertainment продажа прав на экранизацию своих шоу в России стала уже привычным делом. Сериал "Моя прекрасная няня" (в оригинале — The Nanny) стал у нас настолько популярен, что американские авторы даже дописали по заказу СТС еще 25 серий!

Не в последнюю очередь благодаря "Няне" оборот "СТС Медиа" в прошлом году вырос на 56,2%. Под впечатлением от успехов Sony Pictures в феврале этого года приобрела 51% "Леан-М". Руководители центра обещают, что в этом году его выручка вырастет как минимум в полтора раза, до $60 млн. Интерес к "прописке" своих продуктов в России проявляют и другие иностранцы. Недавно немецкая медиакомпания Fremantle на собственные деньги сняла для РЕН ТВ пилотный выпуск сериала "Запретная любовь".

Отличить оригинальный российский продукт от адаптированного сложно уже не только телезрителю, но даже искушенному профессионалу. Отсюда резонный вопрос: а почему бы не наладить обратный поток, продавая успешно откатанные в России идеи на Запад? Это вполне осуществимо, полагает генеральный директор ТНТ Роман Петренко. Не прямо сегодня, а через год-два — нужно еще кое-чему подучиться. Но что именно стоит экспортировать, понятно уже сейчас — фильмы и мини-сериалы с мощной литературной основой и русским колоритом, реалити-шоу и юмористические программы.

Свое чужое

Оригинальные западные сериалы крайне редко становятся у нас чемпионами эфира — вспомнить можно разве что уже отгремевший "Секс в большом городе" и "Остаться в живых" (последний не так давно добирался до пятого места в рейтингах).

С телевизионными шоу ситуация та же. "Своя игра", "Последний герой", "Фабрика звезд", "Народный артист", "Кто хочет стать миллионером", "Слабое звено", "Фактор страха", "Большая стирка", "Минута славы" и даже совсем уж, казалось бы, родные "Танцы на льду" — везде в основе лежит иностранная идея.

Были, конечно, и неудачные лицензионные проекты, такие как сериал "Петя великолепный" на СТС, призванный сменить лицензионный же сериал "Не родись красивой", или реалити-шоу "Большой брат" на ТНТ. Однако серьезными провалами для своих создателей они не стали. В этом и проявилось первое преимущество лицензионной схемы: не надо тратиться на разработку и тестирование идеи, а в случае неудачи можно заменить программу другой. Что и было оперативно сделано и СТС, и ТНТ.

Неудивительно, что российские каналы осторожно вкладываются в оригинальные проекты. Опыта в создании развлекательных передач нам явно не хватает. Идеи приходится экспортировать.

Признанные лидеры индустрии — США, Великобритания и Нидерланды. США контролируют около 70% рынка готовых передач. Шесть крупнейших американских студий и их дочерние компании зарабатывают на продаже прав на телепоказ своей продукции около $16 млрд в год. Бизнес по продаже форматов — поменьше. Михаил Бондаренко, старший менеджер по закупкам компании "Амедиа", оценивает его в $6-7 млрд, из них 40% — права на разного рода игровые шоу. Россия затоваривается на $100-120 млн в год.

В категории игровых шоу лидируют британцы. Например, формат телеигры "Кто хочет стать миллионером" с 1998 г. был продан более чем в 100 стран. По подсчетам британского отраслевого объединения Pact, в 2005-2006 гг. доходы английских телефирм от лицензирования выросли на 87%, в основном за счет рынков Восточной Европы и Скандинавии.

Голландцы прибрали к рукам жанр реалити-шоу. Одним из лидеров рынка является голландский гигант Endemol, в активе которого более десятка суперуспешных проектов, в том числе "Большой брат", "Фактор страха" или, к примеру, шоу Extreme makeover, которое ТНТ показывает (в оригинальной версии) под названием "Возможности пластической хирургии". В этом году консорциум во главе с итальянской компанией Mediaset выкупил контрольный пакет Endemol, оценив всю компанию в $4,7 млрд. Завидный успех.

Международные телеконцерны торгуют форматами практически круглый год. В телеиндустрии есть ключевые мероприятия, формирующие моду и спрос. Каждый год осенью и весной в Каннах проходят выставки MIPCOM и MIPTV. В этом году очередной MIPCOM пройдет в середине октября. В прошлом выставку посетило более 4000 компаний из 98 стран. От России тогда в качестве покупателей приехало 48 телеканалов и студий. В списке MIPCOM-2007 такие известные имена, как "Амедиа", ВГТРК и НТВ.

Телеканалы в основном интересуются телешоу, студии — правами на сериалы. Главной интригой нынешней MIPCOM станет возможное объявление бразильского телегиганта Rede Globo о начале продаж своих форматов за рубеж. Михаил Бондаренко из "Амедиа" добавляет, что в этом сезоне телекомпании демонстрируют повышенный интерес к британским сериалам, а также к правам на адаптацию американских хитов вроде сериала CSI (Crime Scene Investigation). Хотя оригинальный сериал уже идет в России на канале ДТВ, в переснятом виде, по мнению Бондаренко, он будет куда успешнее.

Во сколько же обходится право переснять успешную программу? Для начала придется заплатить первоначальный взнос. Генеральный директор Endemol Moscow Александр Готлиб оценивает его в 5-20% от бюджета проекта. Обычно оплата производится по часам — к примеру, час съемок реалити-шоу может стоить от $1500 до $10 000.

Кроме бюджета учитываются и такие факторы, как финансовые возможности покупателя, интерес к формату на рынке, успешность оригинального шоу. Конечная цена может быть втрое выше. Но стоит ли платить такие деньги? Не проще ли скопировать — не лицензировать, а просто украсть — формат, понадеявшись на собственные силы? Оказывается, не проще, и проблема соблюдения авторских прав — не самое главное препятствие.

Повторение - мать учения

Написать сценарий, взяв за основу лишь формат, не так-то просто. Вернее, недешево.

Российские телевизионщики в один голос жалуются на нехватку грамотных сценаристов и режиссеров. "Талантливые специалисты есть, но об устойчивом потоке речи не идет", — сетует исполнительный продюсер СТС Вячеслав Муругов. В будущем он планирует открыть специальную школу для сценаристов и технического персонала и даже пригласить туда голливудских знаменитостей для преподавания.

Но это в будущем. Сейчас адаптировать уже готовые сюжетные ходы гораздо проще. Обычно это занимает от трех месяцев до полугода. Рядовой сценарист получает в среднем $1500-2500 за серию. Создатели штучного товара получают на порядок больше. С операторами тоже беда. А ведь любой недочет сразу становится заметен на телеэкране.

Поэтому ценна не столько идея, сколько ноу-хау ее реализации. Механику телешоу, например, излагают в так называемых "библиях" — инструкциях по освоению формата. В "библии" развлекательной передачи подробно описан не только сценарий шоу, но и расположение камер в студии, инструкции участникам, коронные фразы ведущего и даже его манера держаться на экране. Доходит до мелочей вплоть до цвета ручки у ведущего "Кто хочет стать миллионером" или списка продуктов питания для участников "Большого брата".

Некоторые новейшие передачи стали настолько технологичными, что для их производства необходимо особое программное обеспечение, требующее специальных навыков. Поэтому вместе с лицензией компания-правообладатель предоставляет консультантов и технических специалистов. Программу "Утро. ТНТ", например, помогают делать десяток специально приглашенных британских продюсеров. По оценкам Бондаренко, неделя работы одного такого гостя обходится в $10 000 в неделю. Есть и специалисты, оценивающие свои услуги в $50 000-60 000.

Зачастую условия лицензирования приводят к конфликтам. По мнению Готлиба, российские продюсеры излишне вольно трактуют условия лицензии и слишком стремятся переделать продукт под себя. "Но компания-лицензиар должна ревностно следить за соблюдением всех тонкостей при съемке. Она заинтересована в успехе шоу, ведь это будет способствовать экспорту формата и в другие страны", — поясняет он.

Президент "СТС Медиа" Александр Роднянский не согласен с таким подходом: "Приобретая формат, мы настаиваем на максимально гибких условиях". Бондаренко поддерживает коллегу: "Из-за слишком больших ограничений иногда кажется, что лучше самим разрабатывать форматы. Однако это медленный процесс, а разогретому российскому телерынку как воздух требуется непрекращающийся поток оригинальных программ. Вот и приходится закупаться за рубежом".

Принимать на себя риски за провал сырого проекта российские продюсеры не готовы. Тестирование и документирование идей занимают долгие месяцы и стоят недешево. Например, за рубежом съемка пилотных версий шоу "Народ против" потянула на £1 млн. Позволить себе такие затраты могут лишь крупные телекомпании.

Поэтому, несмотря ни на какие сложности, то на одном, то на другом канале появляются "незаконнорожденные" проекты. Этому почти ничего не препятствует. "Сменив название, но использовав идею, можно ссылаться на отсутствие нарушения чьих-либо авторских прав, ведь идеи авторским правом не защищаются, — говорит Екатерина Тиллинг, руководитель практики по интеллектуальной собственности компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры". — Взгляните, по нескольким телеканалам транслируются программы, объединенные одной идеей, но с разными названиями".

Шансы иностранных владельцев прав на форматы наказать российские компании за плагиат крайне малы. В 2001 г. голландская Endemol пробовала судиться с ТВ-6 за право на передачу "За стеклом", полностью скопировавшую, по их мнению, идею "Большого брата". Дело не выгорело. Пока длилось разбирательство, ТВ-6 перестало существовать.

Однако не надо думать, что Россия — заповедник пиратства. В мировой практике сколько угодно подобных дел. Подвергался атаке и сам "Большой брат". В 2004 г. верховный суд Голландии отверг обвинения компании-владельца формата Castaway ("Изгой") по отношению к Endemol с ее "Большим братом". Сериал "Бальзаковский возраст, или все мужики сво…", идущий на НТВ уже несколько лет, как две капли похож на "Секс в большом городе". В 2004 г. при старте он сопровождался рекламной кампанией и достиг высокого рейтинга (26,3%). Авторы какое-либо сходство сериалов отрицают. А что, имеют право.

В США хорошие идеи — предмет торга. Проект 37-летнего американца Скотта Мэнвилла под названием Television Writers Vault собирает идеи телешоу от частных авторов и продает их телекомпаниям. Более 75 студий уже совершили покупки. Нечто подобное вроде бы существует и у нас. По словам Бондаренко, в "Амедиа" идеи присылают со всей страны. Лучшие появляются на экранах. Правда, назвать конкретные примеры он отказался.

Свое - чужим

А что же российские студии могут предложить на продажу за рубеж? Пока можно назвать лишь три проекта: "Жди меня", "Перехват" и "Дом-2". Увы, ни одна из передач пока не вышла на чужие экраны. "Дом" приглянулся Sony Pictures Television International, причем продажа прав принесла ТНТ порядка $100 000. Но пока формат лежит на полке.

Подобные договоры обычно предусматривают роялти, выплачиваемые из доходов с перепродажи передач. Но и выкуп прав без последующей реализации проекта случается нередко. "Если формат плох и требует переработки, то мы часто решаем его купить, чтобы его не выпустил в эфир другой канал и не испортил нам поляну", — говорит глава ТНТ Петренко. Наверное, обидно столкнуться с той же практикой в отношении своего проекта. Но Петренко полон надежд: наверное, Sony Pictures все еще готовит почву для запуска англоязычного "Дома".

В качестве потенциально успешных продуктов для экспорта Роднянский из СТС называет сериалы "Кадетство", "Папины дочки" и юмористическое шоу "Хорошие шутки". Твердых контрактов еще нет, но предложения, по его словам, уже поступали.

У Романа Петренко также есть кое-что про запас. По его словам, в начале следующего года в России выйдет сериал — название его держится в секрете, — способный стать мировым хитом. Его снимет СП Sony Pictures и ТНТ. "Проект будет крайне прост в адаптации к зарубежным реалиям", — утверждает Петренко.

Все перечисленные проекты будут представлены на MIPCOM-2007. Ждать покупателей, по мнению Бондаренко, стоит в основном с Украины, из Казахстана, стран Прибалтики и Восточной Европы. Но не только. Западная Европа и США активно интересуются так называемыми литературными проектами, такими как "В круге первом", "Герой нашего времени", "Белая гвардия". Не можем пока развлечь — так хоть заставим задуматься.