Владивосток: в национальных конфликтах виновато \"быдло\"

На модерации Отложенный

Приморье становится все более привлекательным для наших соседей из ближнего зарубежья. Само по себе это неплохо, так как в крае уже давно наблюдается хроническая нехватка рабочих рук. Мигранты из Средней Азии и Китая работают на стройках, убирают мусор в приморских городах, кладут асфальт. Сложно найти отрасль, в которой сегодня не трудились бы гастарбайтеры.

В то же время увеличение количества мигрантов приводит к росту националистических настроений среди местного населения. До недавнего времени национализм не был свойственен местным жителям. В Приморье живут представители 119 национальностей, в крае зарегистрированы более 30 религиозных конфессий. Дальний Восток изначально заселялся людьми разных народностей и верований, и они смешивались с малочисленным коренным населением: корейцами, удэгейцами, китайцами…

К иностранцам Владивосток стал враждебен лет десять назад. Это совпало с периодом активного исхода россиян с Дальнего Востока в более благополучные и комфортные места. Причем Приморье в основном покидают люди с высшим образованием, состоявшиеся как специалисты.

По словам владивостокского политобозревателя Анатолия Калачинского, «студенческая масса, которая прежде была средой, в которой люди интеллектуально росли, сейчас настолько разбавлена гопниками, что мат поселился даже в университетских коридорах. Профессура не справляется с облагораживанием этой зеленой поросли».

Группа китайских студентов, учащихся ДВГТУ (Владивосток), шла с занятий вверх по улице Гоголя к общежитию. С чего все точно началось, сказать нельзя, но известно, что кто-то из местных ребят сказал им что-то или сделал обидный жест. Среди китайцев оказался горячий парень, который, вскипев, кинулся в драку. Кто-то достал нож, кто-то разбил бутылку, кто-то схватил камень. К счастью, служба безопасности ВГУЭС, возле которого завертелась вся эта заварушка, кинулась разнимать дерущихся и вызвала милицию. Это не дало драке разгореться. В итоге ножевые ранения были обнаружены у троих русских, а у двоих китайцев были разбиты носы.

Другой недавний случай произошел 25 апреля в пригородном электропозде Владивостока. Около 10 молодых людей организованно напали на граждан Узбекистана. Нападавшие были одинаково одеты: высокие ботинки, короткие темные крутки. Лица преступников закрывали платки, на которых, по словам свидетелей, было изображено солнце. Нападение было внезапным – никакого повода пострадавшие узбеки не давали. У избивавших имелось оружие. Один из потерпевших получил 5 ножевых ранений. Преступники с места преступления скрылись.

30 апреля местные националисты провели пикетирование здания Федеральной миграционной службы Приморского края под лозунгом «Мир, труд, май – гастарбайтер, уезжай!» В течение 15 минут молодые люди, вооружившись транспарантами, выражали протест против нелегальной миграции.

По словам руководителя владивостокского «Союза Славян» Александра Комарова, причина нелегальной миграции лежит в самой системе. «Никто не может более-менее точно сказать, сколько нелегальных мигрантов сегодня находится на территории края. Фирмы не делают заявки, квоты минимальные, прокуратура и милиция не контролируют ситуацию должным образом», – уверен он.

Причину роста этнической преступности и усугубления криминальной ситуации «Союз Славян» видит именно в наличии нелегальной миграции.

«Нашей власти выгодно это явление, – считает Александр Комаров, – Это обширное поле для коррупции, и каждый старается получить с него приличную выгоду. Фирмы утаивают число рабочих, экономя при этом на пошлинах, многочисленные чиновники тоже имеют некоторые денежные суммы, есть подобный интерес и у некоторых представителей правоохранительных органов».

Участники пикета националистов требовали ужесточить требования к фирмам, занимающимся наймом граждан ближнего зарубежья или использующим их труд. Они выступали за визовый режим для граждан СНГ. «Проблема будет решена, и напряжение между местным населением и приезжими будет снято, если законодательство утвердит минимальную оплату труда на уровне 160 рублей в час», – считает Комаров.

С ним не согласно большинство местных политологов и экономистов. «Драка китайцев с русскими – это не межнациональный конфликт. Это не схватка из-за разных взглядов на жизнь и заработок. Кто-то сказал по поводу этой драки: «Китайцы обнаглели». Не думаю. Наглость – осознание своей силы и безнаказанности. Это была реакция запуганных людей. Из страха они носят ножи, а не из желания напасть на русских», – считает Андрей Калачинский.

«Быдлоизация» Владивостока проходит успешнее, чем его капиталистический расцвет. Из мирного города, где тон задавали интеллигентные сотрудники ДВО РАН и морские офицеры, считавшие себя элитой вооружённых сил, Владивосток превратился в свинью, чавкающую своих поросят. Не всем поросятам это нравится, и они уезжают туда, где лучше, чище, культурнее. На их место приезжают те, кто считает возможным гадить в подъездах и говорить только матом. В том числе и с иностранными гостями», – заявил он в сердцах.

Экономист из Владивостока Андрей Дюмин уверен, что одна из причин роста националистических настроений – завышенные ожидания у жителей Приморья. «Экономика региона развивается не столь высокими темпами, как, например, в Москве. Тому есть как объективные, так и субъективные причины. Соответственно, и уровень благосостояния граждан несколько ниже, чем в высокоразвитых российских регионах. Сомнительно, что даже саммит АТЭС-2012 во Владивостоке способен кардинально изменить эту ситуацию. В то же время местные власти, преследуя сиюминутные политические цели, продолжают навязывать тезис об уникальной роли Приморья и громадных перспективах. Однако в реальности вряд ли Приморский край когда-либо сможет опередить по уровню благосостояния не то что Москву, но даже Санкт-Петербург», – считает он.

Приморские эксперты сходятся во мнении, что решение проблемы национальной вражды кроется отнюдь не в повышении уровня благосостояния. Высокий уровень жизни не снимает проблему конфликтов между представителями различных культур, что подтверждает и зарубежный опыт. До тех пор, пока культура российского общества не станет более толерантной, невозможно победить межнациональную рознь. За прошедшее десятилетие жители Дальнего Востока вслед за остальными россиянами во многом растеряли терпимость и уважение к чужой культуре. Однако если мы хотим жить в цивилизованном обществе, а не в окружении «быдла», всем этим понятиям придется обучаться заново.