Чем рискует экономика России накануне выборов

На модерации Отложенный Многие из нас при словах "политический цикл" представляют следующую картину: представители власти находятся в некоем "замке", удаленные от проблем народа и занимаются своими делами. Однако раз в четыре года им приходится прерывать свои приятные занятия и спускаться к людям, дабы пообещать им, что, если те будут вести себя, как надо, жизнь улучшится. Картинка, безусловно, упрощенная, но как нельзя лучше представляющая схему отношений "власть-народ". Для любой страны с достаточно демократическим режимом типично, что накануне выборов власть раздает популистские заявления и делает те или иные нетипичные для нее шаги. Это могут быть кадровые рокировки, изменения в законодательстве, да и просто одиозные решения. Все это с одной стороны может стать для экономики благом, с другой стороны, несет определенные риски. Насколько приемлема эта схема в условиях демократии по-российски и, в частности, применительно к уже начавшемуся выборному сезону 2007-2008?

По словам экспертов, принявших участие в брифинге под названием "Электоральные риски российской экономики: мнимые и реальные", с одним из таких рисков мы уже столкнулись. Это рост инфляции, совершенно порушивший все прогнозы МЭРТ, в том числе, и на среднесрочную программу. Глава МЭРТ Эльвира Набиуллина вынуждена была признать, что инфляция в 2007 году превысит прошлогодний уровень в 9%. Скорее всего, по итогам года показатель будет двухзначным, что довольно символично, ведь лишь в 2006 г нам удалось от этого уйти. И представители власти в публичных заявлениях не раз утверждали, что возврата к прежнему не произойдет, а, напротив, инфляция продолжит снижаться, и к 2010 году достигнет чуть ли не 5%. Сегодня такие прогнозы выглядят не иначе, как насмешкой.

Итак, инфляция - один из "предвыборных" рисков, являющийся реальной угрозой для нашей экономики. А вот ее причины весьма неоднородны, и их воздействие можно рассматривать разве что в комплексе. Прежде всего это, по словам старшего советника по макроэкономике главы Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) Юрия Данилова, увеличение предвыборных расходов бюджета. Конечно, рост бюджетных расходов накануне столь ответственного для страны события был предусмотрен заранее, но увеличение выброса бюджетных денег в экономику к концу года нельзя сбрасывать со счетов. Это один из серьезных факторов риска дальнейшего роста инфляции. Еще один фактор - начало реализации нацпроектов. Громкие слова об этом были сказаны давно, а вот реальные шаги, а, значит, расходы начались именно сейчас. Как известно, в самое ближайшее время на эту статью расходов предполагается направить порядка 600-700 млрд руб. И это еще не предел.

Кроме того, государство в лице Центробанка вынуждено поддерживать крупные компании с государственным участием, которые провели так называемые "народные IPO". Это, в частности, Сбербанк и ВТБ. С учетом синдицированного кредитования, суммы, направленные на эти цели за последнее время составили 20-25 млрд долл. Аналогичные суммы, привлеченные частными корпорациями, "стоили" бы нашей экономики 0,6% в инфляционном эквиваленте. То есть, инфляция в этом случае росла бы не столь бурно. Однако бюджетные расходы на сопоставимые суммы, напротив, увеличили бы инфляцию на 1,5-2%, считает Данилов.

Еще одна причина, которая не может не отразиться на наших макроэкономических показателях - мировой кризис ликвидности. Не секрет, что российские банки в большинстве своем привлекали так называемые "длинные деньги" на мировом рынке под низкие процентные ставки. Теперь эти рынки либо стали вовсе недоступными, либо стоимость таких кредитов значительно выросла, сделав тем самым зарубежное фондирование невыгодным. На внутреннем рынке занимать тоже стало невыгодно - стоимость средств, привлекаемых через рублевые облигации, выросла, и спрос на них упал.
Таким образом, многие банки попросту остались без наличных средств, и не могли обеспечить нормальное функционирование финансовой системы страны. Поэтому Центробанку пришлось пойти на экстренные меры: решив, что наличие ликвидности сейчас важнее, чем инфляционные скачки, он начал вбрасывать в экономику дополнительные средства. Пусть и безналичные: например, с 11 октября доля привлеченных средств, которые банки должны хранить в ЦБ, снижена на 1%. Теперь вместо 4-4,5% она составляет 3-3,5%. И каждая кредитная организация, испытывающая нехватку ликвидности, может снять со своего счета в ЦБ около 100 млрд руб.

В совокупности эти факторы сами по себе не несут достаточной инфляционной нагрузки, считают участники мероприятия. Однако в совокупности они стали толчком резкого подорожания, в котором все те, кто посещает магазины, уже имели возможность лично убедиться. Теперь вряд ли инфляцию можно снизить ниже определенного уровня, и никакие меры регулирования денежно-кредитной политики не помогут. В четверг председатель ЦБ Сергей Игнатьев заявил, что на 2008 год сохраняется ориентир на инфляцию в 7%. Оптимизму чиновника можно лишь позавидовать...

Вряд ли спасут положение и предлагаемые Минэкономразвития меры по снижению цен на продукты. Напомним, Набиуллина предложила ввести сезонное изменение импортных и экспортных пошлин на продукты питания, дабы удержать цены на них. Пошлину на экспорт пшеницы и ячменя предложено повысить, а на ввоз молока и молочных продуктов, напротив, снизить. Все это глава МЭРТ собирается дополнить мерами по поддержке отечественных производителей, которые пока только разрабатываются.

Существуют и предложения вновь ввести госрегулирование цен на основные продукты питания, которые участники мероприятия резко раскритиковали. По их мнению, это лишь увеличит риски для экономики и в перспективе может привести к непредсказуемым последствиям. На самом деле, несколько сдержать инфляцию сможет лишь укрепление рубля по отношению к бивалютной корзине. Это в краткосрочной перспективе это приведет к усилению конкуренции и снижению цен на внутреннем рынке. Но далеко не факт, что действительность оправдает и эти прогнозы.

На самом деле, предвыборная "истерия" - далеко не только одни экономические риски. Это и принятие новых, в том числе, кадровых решений, и "перетряска" в верхних эшелонах власти, которая может сдвинуть с мертвой точки прежде "буксовавшие" проекты, считает заместитель генерального директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. Наступает период смелых инициатив, рискованных экспериментов и популистских обещаний. Главное, чтобы такие шаги не приняли масштабный характер а оставались лишь разовыми действиями. В любой демократической (или мнящей себя таковой) стране политики раз в несколько лет вынуждены спускаться со своего Олимпа, дабы обратиться к гражданам за поддержкой. Со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде громких заявлений и неожиданных шагов, которые вынуждены делать чиновники всех уровней.

Главное, чтобы все эти телодвижения не привели к экономическому кризису. Наподобие памятного многим из нас "черного вторника" образца 1994 года, 13-ю годовщину которого мы отмечаем как раз в этот четверг. Тогда за один день доллар вырос на 27%, что на долгие годы отвратило россиян от привычки хранить деньги в отечественной валюте.

Сегодня рубль, напротив, крепчает, а доллар слабеет - до тех пор, пока это выгодно США. И вроде бы масштабного обвала никто не обещает, мировая экономика потихоньку справляется с последствиями кризиса на рынке ипотеки. Но до конца электорального сезона 2007-2006 еще ох как далеко...