В российских офисах разразилась эпидемия невроза

На модерации Отложенный

В российских офисах эпидемия невроза — такой тревожный вывод содержится в исследовании Института глобализации и социальных движений. Руководители терроризируют подчиненных, а те не могут постоять за себя. В итоге — депрессия, психосоматические и сексуальные расстройства. Психологи и кадровики с этим соглашаются, но считают, что ситуация будет улучшаться. Кадровый голод изменит взаимоотношения руководителей и подчиненных.

Большинство сотрудников российских компаний страдают неврозом , что отрицательно сказывается на эффективности их труда и ведет к постоянным ошибкам в работе. К такому выводу пришли специалисты Центра социально-психологических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). «Собственно, ничего сенсационного в этом нет, — сообщил «Эксперту Online» директор ИГСО Борис Кагарлицкий. – Россия следует за общемировыми тенденциями. Но у российских работников психика все же более расшатана».

По мнению экспертов центра, массовый невроз в российских офисах вызван агрессивным климатом на работе, недостатком отдыха и постоянными переработками (отпуск часто не дают больше чем на 2 недели и заставляют работать по выходным).

Виноваты в этом прежде всего руководители – и среднего, и высшего звена. «Невротические состояния большинства сотрудников российских компаний вызваны преобладанием в них командно-истерических методов руководства. Среди управленческого персонала фирм, также зараженного неврозом, существует понятие «осуществить менеджмент», означающее – наорать на подчиненных, морально надавить. То есть, ничего не объясняя, принудить к механическому исполнению работы посредством давления на личность», — говорится в материалах исследования.

«На то есть две причины. Первая – наследие советской управленческой школы – когда люди работали в режиме аврала и истерика была нормой, — говорит Кагарлицкий. — И второе — низкая компетенция многих руководящих кадров, поскольку в настоящее время огромная проблема – дефицит квалифицированных управленцев. Руководители чувствуют себя неуверенно, не всегда понимают свою работу и из-за этого срываются на подчиненных».

Еще одна проблема – желание следовать западным моделям управления. «В постсоветских офисах преобладал контроль за выполнением задания, но многие руководители решили следовать американской модели – ввести промежуточный контроль за выполнением задания. В результате руководители лезут в незаконченную работу, одним словом, просто мешают. Это также нервирует подчиненных», — говорит Кагарлицкий.

Но в сложившейся ситуации виноваты и сами подчиненные, которые неспособны индивидуально противостоять жестокому давлению, «отстаивая собственные идеалы личности». Проблема кроется в недостатке самоуважения, сознания собственных интересов, недооценке собственных деловых качеств и как следствие – безумной боязнью потерять работу.

Следствием всего этого является снижение работоспособности, астения – «болезнь менеджеров», — выражающаяся в потере сил (люди с таким неврозом вынуждены делать огромные внутренние усилия, чтобы совершать простые действия), депрессия, психосоматические и сексуальные расстройства. И если на Западе люди обращаются с такими проблемами за помощью к психологам и в большинстве фирм такие специалисты являются штатными сотрудниками, то у нас либо просто стараются не замечать своих проблем (депрессия считается естественным состоянием), либо пьют антидепрессанты.

«Действительно, эмоциональный фон среди управленцев повышен , — соглашается с авторами исследования индивидуальный консультант топ-менеджеров, пожелавший остаться неизвестным. – Однако это болезнь всего общества, поскольку мы все еще находимся в переходном периоде.

Исторически сложилось, что в эпоху социализма был командно-административный метод управления и понятия менеджмента не было как такового. Этот способ в классическом менеджменте сейчас считается эффективным в очень коротких ситуациях. Если это проводить регулярно, то подчиненные просто будут менять работу, уходить в те компании, где менеджмент более зрелый». По мнению же врача-психотерапевта Московского городского медико-психологического центра «Нейрон» им. В. М. Бехтерева Александра Алтунина, истерическое поведение менеджеров среднего звена в крупных компаниях связано еще и с тем, что они сидят в основном на фиксированной зарплате, пользуются нехваткой кадров (своей незаменимостью) и ведут себя безответственно – им плевать на текучку кадров и результаты.

Но в принципе, считают специалисты, невроз в компаниях – это следствие невроза личности, которым страдают более 70% населения, а он берет свои истоки из детства. «Люди изначально готовы к тому, что у них будет большой начальник, который готов над ними измываться. Они просто провоцируют это. Невроз – это не последствие влияния плохих факторов, это некий инструмент, который люди используют для удовлетворения своих потребностей. Это патологически негативный инструмент, оправдывающий комплекс неполноценности, который вбивается в головы еще в детском возрасте», — говорит директор департамента по работе с ключевыми клиентами MBD Group Евгений Зингер. Изменить же ситуацию непросто – психологов не хватает (если в Голландии на одну тысячу населения приходится восемь специалистов, то в России на 80 тысяч — только один), а из тех, кто есть, профессионалов крайне мало. Да и культуры обращения к психологам в России нет.

Но сейчас руководители исправляются. Ведь дефицит кадров огромен, и уйти их подчиненным всегда есть куда.

«Многие менеджеры обращаются к специалистам для того, чтобы они их научили нужным навыкам работы. Рынок отрабатывает эту тему. Есть ряд услуг, которые сейчас начинают пользоваться спросом, – это тренинги по коммуникациям, тренинги по решению конфликтных ситуаций. Пока эти услуги еще не распиарены, фирмы не часто у себя организуют такие тренинги, но сами руководители пользуются услугами корпоративных психологов, консультантов», — говорит консультант топ-менеджеров. Он считает, что наилучшая психологическая обстановка в иностранных компаниях, работающих в России. Однако опрошенные «Экспертом Online» сотрудники крупных и средних западных компаний заявили о том, что условия работы там часто бывают рабские: несмотря на то что они в целом следуют КЗОТу, переработки – это нормальное явление и текучка кадров большая.

По мнению Евгения Зингера, климат на работе лучше в небольших компаниях, где каждый мотивирован на успех бизнеса и не ощущает себя лишь винтиком в системе по зарабатыванию денег – в таких компаниях и ценить людей умеют, и подход индивидуальный.

Нехватка кадров способствует изменению психологии и самих работников. Они уже не всегда готовы терпеть тиранию начальства. «На наших интервью при исследовании мотивации кандидатов все чаще звучат ожидания комфортной атмосферы на рабочем месте, лояльного отношения руководителя. На первое место выходят стабильность компании на рынке и хорошее отношение к сотрудникам (а именно, чтобы их могли поддержать в трудный и радостный час, с пониманием отнеслись к больничному, дали возможность отгулять-таки заслуженный отпуск). Намечается тенденция, что, если человека устраивает коллектив, в котором он работает, где его ценят и поддерживают, он не будет искать работу и даже будет отказываться от достаточно интересных предложений», — говорит Анна Назарова, консультант компании AVANTA Personnel в Петербурге.