Блоговый террор

На модерации Отложенный

В Перми продолжается скандал, связанный с возбуждением уголовного дела в отношении известного в городе блоггера Дмитрия Ширинкина (публикующегося в «Живом Журнале» под псевдонимом tetraox). Он обвиняется по статье 207 УК РФ: «заведомо ложное сообщение о готовящемся акте терроризма». 17 августа Кировский районный суд Перми принял в производство «дело Дмитрия Ширинкина», прокуратура же пока воздерживается от комментариев. Между тем сам Ширинкин выложил в своем ЖЖ обвинительное заключение, подписанное прокурором Перми Александром Дерышевым.

Поводом для возбуждения уголовного дела послужила одна из записей в блоге Дмитрия Ширинкина, а именно: злой памфлет на трагический инцидент, произошедший в американском штате Вирджиния. Напомним, 16 апреля студент этого вуза Чо Суню Хуи расстрелял 32 человек – своих однокурсников и преподавателей – после чего покончил жизнь самоубийством. Это массовое убийство, являвшееся далеко не первым подобным инцидентом на территории США, горячо обсуждалось тогда во всех сегментах интернет-пространства.

Свой пост Ширинкин написал еще 21 апреля: «Я вчера… купил пистолет. Старый ТТ с затертыми номерами. Коробку на 150 патронов. Патроны старые, на донышке выбит 64−й год, но сохранились хорошо, «маслята». Пистолет в промасленной бумаге, сегодня утром почистил, смазал жидким оружейным маслом, проверил механизм. Заряжал магазин, но стрелять не пробовал – я уверен, что и так сработает хорошо. У кого купил, не скажу. Но у продавца были еще пистолет Макарова – две штуки. Я не взял, плохо из него стреляю. Да и мощность не та. ТТ – самое то. Я вас ненавижу, я ненавижу Путина, ненавижу Каспарова, ненавижу «Дом-2», ненавижу метро, ненавижу российскую провинцию. Я заберу с собой два-три десятка душ. Я пока не решил, в какой вуз города я пойду. Наверное, все-таки в политех. Я его ненавижу. Хотя одинаково ненавижу и остальные «типа университеты». Я ненавижу людей. Вы у меня попляшете. На раскаленной сковородке».

По словам автора, эта запись являлась памфлетом, реакцией блоггера на трагедию. Постоянные читатели журнала tetraox спокойно восприняли появившуюся «по следам» расстрела запись: автор высказал свое мнение о ситуации в свойственной ему манере художественного произведения. Но в тот же день ссылку на эту запись Дмитрия Ширинкина разместил в своем журнале пользователь с псевдонимом v_alksnis2. Считается, что этот журнал принадлежит депутату Госдумы Виктору Алкснису. Об этом, в частности, сообщается в «профиле» пользователя журнала. Пользователь v_alksnis2 прокомментировал пост Ширинкина следующим образом: «Если это свобода слова, то я за цензуру!» Такая реакция в журнале, хозяином которого, возможно, является депутат Госдумы, вызвала бурный отклик: в основном пользователи ЖЖ предлагали пользователю v_alksnis2 пересмотреть свои взгляды, поскольку не заметили в памфлете Ширинкина ничего криминального. Финалом громкого обсуждения стал запрет, уже на следующий день наложенный автором на доступ к «резонансной записи».

Но, как выяснилось, шум на просторах интернета привлек внимание органов госбезопасности. 4 мая в квартиру Ширинкина приехали сотрудники Федеральной службы безопасности (ФСБ) с разрешением на досмотр и изъятие компьютерной техники. В УФСБ по Пермскому краю подтвердили, «что первоначальная информация для возбуждения уголовного дела была получена вследствие оперативных действий наших сотрудников», но от подробных комментариев отказались.

Полученные в ходе работы ФСБ данные были переданы «по назначению» в Управление внутренних дел (УВД) Перми. Следователи УВД классифицировали действия Дмитрия Ширинкина как заведомо ложное сообщение об акте терроризма, что подпадает под статью 207 УК РФ. Наконец, в минувший четверг, 17 августа, необходимые для стороны обвинения документы были направлены в суд Кировского района Перми.

Сам обвиняемый своей вины не признает, считая, что запись в личном дневнике попросту не может являться сообщением о готовящемся акте терроризма. «Из характера записи было ясно, что это литературное произведение, рассказ, злой обличительный памфлет, использующий устоявшиеся образы, архетипы «Живого Журнала»: пистолет ТТ – оружие киллеров, «Дом-2» – набивший оскомину, метро, провинция. Все это темы, постоянно обсуждающиеся в интернете. Сама стилистика текста, реакция читателей не позволяла делать выводы о том, что это угроза», — говорит Дмитрий Ширинкин. Текст, по словам обвиняемого, был вырван из общего контекста дневника, оторван от личности автора. «Автор – не аноним, сообщающий о заложенной в школе или на стадионе бомбе. Он не скрывает своего имени, своей биографии. Его многие знают лично. Ему можно позвонить, поговорить, встретиться с ним. Я не знаю, почему прокуратура возбудила уголовное дело по материалам проверки ФСБ. Всем было понятно, что исходя из материалов той проверки моей вины не усматривалось. Можно сколько угодно обсуждать этичность, литературные достоинства, специфичность текста, но квалифицировать его по статье 207 УК РФ – это ошибка. На всем протяжении следствия я был уверен, что дело будет прекращено за отсутствием состава преступления, но прокуратура решила иначе», — заявляет Ширинкин.

Прокуратура Перми же пока воздерживается от комментариев. Прокурор города Александр Дерышев заявил корреспонденту «Уралполит.Ru» что «не знаком с материалами дела и не готов его комментировать». В то же время именно его подпись стоит на обвинительном заключении: виза главного городского прокурора стала финальным аккордом для передачи дела в суд. Ожидается, что свою позицию по делу надзорное ведомство объявит в ближайшие дни.

По мнению управляющего партнера ЗАО «Ренессанс-Lex», кандидата юридических наук Андрея Колесника, «дело Дмитрия Ширинкина» вполне может стать прецедентом подобного рода процессов против пользователей интернета. «Крайне сложно доказать, что эту запись сделал именно обвиняемый: ведь паролями доступа к его журналу мог завладеть кто угодно. Если же человек не отрицает, что запись сделал именно он, и она является памфлетом, шуткой, суд вполне может согласиться с доводами защиты, такая практика уже есть. Еще одна загвоздка состоит в том, можно ли считать ЖЖ средством массовой коммуникации или же всего лишь личным дневником. Очень многое в этом процессе будет зависеть от усмотрения суда», — говорит Андрей Колесник.

Отметим, что чаще всего под пункты статьи 207 УК РФ подпадают «телефонные террористы», оставляющие ложные сообщения о заложенных взрывных устройствах. Максимальное наказание за такое правонарушение – три года лишения свободы. Между тем совершенно очевидно, что исход «дела Ширинкина» может стать новой вехой в истории российского интернета. Если вина блоггера будет доказана, это станет тревожным звонком для всех пользователей сетевых дневников.