Москва останется без зелени: чиновникам выгодно уничтожать парки и скверы

На модерации Отложенный

Вырубка деревьев в Москве приняла массовый характер и превратилась в доходный бизнес. Чиновники, отвечающие за озеленение и благоустройство, делают на вырубках неплохие деньги. При этом экологии города наносится серьезный ущерб. В Госдуме РФ планируют ужесточить ответственность за незаконные вырубки. Готовится соответствующий законопроект. Однако кардинально улучшить ситуацию он не сможет. Необходимо в корне изменить систему, позволяющую нагревать руки на ротации насаждений.

На озеленение Москвы ежегодно тратятся впечатляющие суммы, однако визуально деревьев и кустарников больше не становится. Видимо, зелень оказывается не на улицах, а в карманах чиновников. Существующий генеральный план озеленения Москвы до 2020 года, по экспертным оценкам, обойдется городскому бюджету в 3 млрд долларов. Принятая еще в 2006 году программа по озеленению города на 2006–2008 годы предусматривает выделение на проведение соответствующих работ на площади в 1,2 тысячи га 11,4 млрд рублей. А по генплану привести в порядок нужно 8,4 тысячи га насаждений. По мнению городских властей, мест под новые зеленые зоны в Москве нет. Из-за этого депутаты Мосгордумы, разрабатывавшие документ, решили сконцентрироваться на улучшении существующих парков и скверов. Впрочем, на практике «улучшение» зачастую сводится к вырубке.

Существует экологическая норма, по которой на душу населения в московском регионе должно приходиться 28 кв. м зеленых насаждений, но это лишь теоретически. На практике еще три года назад на каждого москвича «зеленки» приходилось почти в два раза меньше. Сейчас ситуация улучшилась: до 20,1 кв. м на одного жителя. В перспективе планируется достичь отметки в 23 кв. м. Впрочем, если ситуация будет развиваться так, как она развивается, – все эти квадратные метры останутся лишь на бумаге.

Стоит заметить, что, по официальным данным МВД, 44% экологических преступлений в России составляют именно незаконные вырубки. Правительством разработан проект закона «О внесении изменений в статью 260 Уголовного кодекса РФ и статью 8.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях», предусматривающий увеличение максимального размера штрафа за вырубку с 40 до 200 тысяч рублей, обязательные исправительные работы и даже тюремный срок до одного года. Но грохот топоров и визг пил во дворах и парках не смолкает.

Сообщения о происходящем в столице напоминают сводки с фронтов. Несколько свежих примеров. В «день дурака» – 1 апреля – была пресечена незаконная вырубка деревьев между домами 34 и 35 по Большой Серпуховской улице. В находящемся там сквере рабочие при содействии охранников ЧОП «Родон» расчищали место для прокладки коммуникаций. Чоповцы обеспечивали силовую поддержку, блокируя протестующих жильцов окрестных домов. В результате из 70 деревьев, росших в сквере, было спилено 40. Спилено с грубыми нарушениями действующего законодательства. Так, рядом с местом вырубки отсутствовал информационный щит, который должен быть установлен еще до выдачи порубочных билетов организации, проводящей работы. Зачехлить пилы рабочих заставило лишь экстренное вмешательство депутатов Мосгордумы.

29 марта рядом с Управой района Северное Тушино состоялся митинг местных жителей, которые пытаются предотвратить вырубку Алешкинского леса. В ходе строительства второго выезда из жилого района Куркино на МКАД планируется безжалостно уничтожить около 3 тысяч деревьев и 14 тысяч кустарников. На митинг собралось несколько сотен человек. В районе Подколокольного переулка, 11а в рамках текущей подготовки к строительству компанией «ДОН-Строй» бизнес-центра, проект которого, кстати, еще официально не утвержден, уже вовсю идет расчистка территории. Местная жительница Майя сообщила корреспонденту РБК daily, что рядом со зданием электромеханического техникума по ночам вырубаются деревья. Стоит заметить, что в прошлом году факты незаконных вырубок фиксировались в Серебряном бору и Царицыне.

Кроме того, многие московские дворы благоустраивают весьма странным способом – с помощью топоров и пил. С ведома столичного Департамента природопользования вырубаются деревья, а вместо них практически ничего не высаживается. Взволнованным жильцам чиновники объясняют, что все законно, и обещают привести места вырубок в порядок. Однако обещания выполняются далеко не всегда.

В редакцию РБК daily обратился житель дома 19 по улице Алабяна Николай. По его словам, во дворе дома в течение месяца активно пилят деревья. Всего спилено 23 дерева. На днях был спилен дуб, который местный житель «знал с детства». Взамен, по его словам, высажено всего два хлипких деревца. Кроме того, пейзаж «украшают» 11 свежих пней. Аналогичная ситуация имеет место и в соседнем дворе. На запрос Николая в районную администрацию был получен весьма характерный ответ.

«Сообщаю, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы № 1032-ПП от 4 декабря 2007 года «О городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы «Ответственным собственникам – отремонтированный дом» на 2008–2014 годы» в 2008 году предусмотрено проведение выборочного капитального ремонта многоквартирных домов по адресам: ул. Алабяна, д. 17, к. 1,2; ул. Алабяна, д. 19, к. 1,2; ул. Алабяна, д. 21, к. 1,2. Данной программой предусмотрено благоустройство дворовой территории после завершения работ по выборочному капитальному ремонту дома. Первым этапом благоустроительных работ являются мероприятия по удалению аварийных, сухостойных деревьев, санитарная обрезка и кронирование.

Для проведения работ по содержанию зеленых насаждений по вышеуказанным адресам, в соответствии с утвержденными «Правилами создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы», в Департаменте природопользования были оформлены порубочные билеты. Работы по уходу за зелеными насаждениями произведены в строгом соответствии с действующим законодательством. Удаление пней и восстановление газонов будет произведено в весенне-летний период».

В ответе чиновника имеется один очень важный момент. Конкретный срок приведения места вырубки в порядок не назван, а про посадку новых деревьев взамен спиленных ничего не сказано. Это напоминает ситуацию на участке Ленинградского шоссе от метро «Динамо» до метро «Сокол». Во время реконструкции трассы там был уничтожен бульвар, находившийся на разделительной полосе посередине дороги. В качестве компенсации деревья обещали высадить вдоль тротуаров. Однако обещание так и осталось обещанием.

Между тем, по закону «О защите зеленых насаждений», вместо каждого срубленного дерева в обязательном порядке нужно высадить в том же районе новое (либо два новых, если они будут высаживаться в другом районе). Деньги на посадку новых деревьев переводятся застройщиком (если деревья срубаются под застройку) на счет регионального Департамента природопользования, который обязан пускать их на озеленение. Как вариант, застройщик сам должен посадить деревья. Если деревья срубаются по санитарным показателям в рамках плановых работ по благоустройству той или иной территории, значит, заявка на их порубку была подана заранее. Соответственно, средства на порубку и высадку деревьев взамен срубленных были занесены в бюджет работ также заранее.

Фокус в том, что проконтролировать, сколько именно деревьев необходимо срубить, нельзя. Соответственно, чиновник, распоряжающийся бюджетом работ по благоустройству или озеленению, заинтересован, чтобы деревьев требовалось срубить, а потом высадить – как можно больше. И чтобы процесс этот был перманентным.

«Чиновники, отвечающие за озеленение и вырубку, заинтересованы в том, чтобы бюджетных денег на это выделялось как можно больше, – сообщил РБК daily известный московский эколог Алексей Навальный. – А представление о количестве деревьев, которые действительно нужно вырубить по санитарным или иным причинам, имеет на самом деле только подрядная организация, занимающаяся этими вырубками. Искусственно увеличить количество подлежащих вырубке деревьев можно, списав часть на то, что, например, якобы «мальчишки сломали». И под это получить деньги на озеленение. Ну а освоить бюджет – дело техники».

Чтобы заработать на озеленении, совсем необязательно зарывать деньги на «поле чудес в стране дураков» и ждать, пока над кладом вырастет дерево с купюрами вместо листьев. Есть и другие способы конвертации зелени в «зелень». Способ первый – приписки количества деревьев, нуждающихся в порубке (якобы больных, сухих и та далее) или их порча специально нанятыми «черными лесорубами». Ведь по идее чем больше надо срубить, тем больше надо потом высадить. При этом саженцы можно покупать некачественные и не по той цене, исходя из которой верстается бюджет, а по несколько меньшей. А по документам проводятся реальные суммы. Разница кладется в карман. При больших объемах посадок разница эта весьма существенная.

Способ второй – прокрутка денег. Обычно работы по вырубке сильно расходятся во времени с работами по высадке саженцев. За время между вырубкой и высадкой деньги можно успеть прокрутить через банк. Порой – не один раз. Пока двор или часть парка стоят «лысые» и с пнями на месте срубленных деревьев, чиновники крутят деньги, превращая зелень в «зелень».

Способ третий. Порча деревьев по заказу застройщика. «Есть возможность, опрыскав корневую систему или крону дерева химикатами или подпилив ствол, заставить его уже через несколько недель «заболеть», – сообщил РБК daily декан Лесного факультета МГУЛ Владимир Липаткин. – После этого местные власти обращаются в Департамент природопользования. Его структуры проводят инспекцию каждого конкретного дерева и дают официальную санкцию на санитарную вырубку». Под это государством выделяются деньги. Оно оплачивает не только посадку нового дерева, но и предварительную работу человека с пилой. А освободившуюся территорию тем временем осваивает застройщик, «откатив» кому надо кругленькую сумму.

Таким образом, «улучшение существующих зеленых зон», о котором говорится в вышеупомянутом Генеральном плане озеленения Москвы до 2020 года, будет представлять собой бесконечную вырубку деревьев и посадку новых взамен вырубленных. Получается замкнутый круг. Кстати, высадка новых деревьев – в любом случае не панацея. Любое новое дерево должно прижиться. Пока идет этот процесс, положительное влияние каждого отдельно взятого саженца на экологию города минимизируется в силу объективных природных причин. Это тот самый случай, когда «старый друг лучше новых двух». Получается, что те чиновники, которые обогащаются на круговороте зелени в хозяйстве, и льющие воду на их мельницу недобросовестные застройщики не только плодят коррупцию, но и воруют у москвичей чистый воздух. Тот самый воздух, которого, возможно, будет не хватать уже нашим детям.