Специальные группы из Чечни похищают в Москве людей и оказывают давление на неугодных Рамзану Кадырову

На модерации Отложенный

Вечером 31 января 2008 года на Поварской улице был похищен криминальный авторитет Мовлади Атлангиреев. По непонятному пока стечению обстоятельств он был не вооружен, как обычно, и особого сопротивления оказать не смог.

Похитители подъехали к ресторану «Каретный двор», где ужинал Атлангиреев, на двух джипах «Мерседес», ударили рукояткой «Стечкина» и увезли. Обошлось без стрельбы. По факту похищения человека возбуждено уголовное дело, о результатах расследования пока ничего не известно. И есть у нас такое ощущение, что никаких официальных сведений по этому поводу не будет долго. Причин секретности две: фигура самого Атлангиреева и личность того, кто заказал это преступление.

«Новой» стали известны подробности похищения этого человека, который интересует газету прежде всего в связи с расследованием убийства нашего обозревателя Анны Политковской. Что называется, для сведения: на одном из джипов (госномер Е 777 НЕ 177), принадлежащих похитителям, последнее время передвигался по Москве Беслан Хакимов (он же — Зелимхан Исраилов). За рулем другого (госномер Р800АС 199) сидел Асланбек (он же Супьян) Байсаров. А сам Атлангиреев оказался в Чечне: его видели то в Центорое (где находится штаб-квартира Рамзана Кадырова), то в Гудермесе — и всегда в сопровождении вооруженных людей.

История с похищением этого весьма влиятельного и информированного человека получила огласку только весной и вот в каком контексте. Перед своей отставкой бывший начальник ГСУ Следственного комитета при прокуратуре Дмитрий Довгий поделился с журналистами своими версиями убийства обозревателя «Новой». Помимо Березовского он назвал и другую фамилию — Хож-Ахмед Нухаева.

Именно Нухаев (ныне проживающий в Турции и успешно торгующий нефтью через российские морские порты), похищенный Атлангиреев и агент ФСБ Макс Лазовский (убит в 2000 году при невыясненных обстоятельствах) создали в конце 80-х «лазанскую» преступную группировку. Много чего было на счету этой ОПГ: и криминальные войны, и борьба за Новороссийский и Туапсинский морские порты, и первые взрывы в Москве, осуществленные офицерами, работавшими в фирме Лазовского и Нухаева «Ланако» (подробнее, в том числе и о связях «лазанских» с российскими спецслужбами, см. «Новую газету» № 24 за этот год). Но многие были уверены, что времена «лазанских» давно прошли.

Однако в августе 2006 года в Москве был арестован некто Гайтукаев — по обвинению в организации покушения на украинского бизнесмена Корбана и подозреваемого украинскими правоохранительными органами и СМИ еще в целом ряде других громких преступлений, в том числе — и в причастности к убийству обозревателя «Новой» Анны Политковской. Выяснилось, что «лазанские» никуда не делись, активно работают на постсоветском пространстве и специализируются на заказных убийствах и торговле наркотиками.

О Гайтукаеве известно мало. Он — дядя арестованных по делу Политковской братьев Махмудовых, член «лазанской» группировки, хороший знакомый Атлангиреева. Остается добавить, что, разозленный приговором, Гайтукаев сообщил на суде, что работал в Украине в том числе и по заданию ФСБ РФ.

Похищенный Атлангиреев — тоже не чужой человек для российских спецслужб: во время первой и второй чеченских кампаний он активно сотрудничал с ними и выполнял разного рода деликатные поручения, был хорошо знаком с руководством ФСБ (некоторые генералы гуляли на свадьбе его родственников), удостоен даже наградного оружия. Атлангиреев — хорошо информированный человек, который неоднократно выступал свидетелем в ходе расследования многих уголовных дел, его можно было заметить и в Генеральной прокуратуре, и в зданиях иных силовых ведомств.

А в 2007 году сотрудники Скотленд-Ярда заметили его в Лондоне и выслали из страны: были основания утверждать, что Атлангиреев прибыл в Англию, чтобы организовать покушение на Бориса Березовского. С тех пор о нем ничего не было слышно — вплоть до похищения.

Но мало кто знает, что похищен был не только Атлангиреев. В феврале 2008 года, спустя неделю после инцидента у ресторана «Каретный двор», другу Атлангиреева — Зайнди Шахбиеву, связанному с чеченским бизнесом в Москве, была назначена «стрелка» у торгового центра «Времена года». Звонивший представился Сулимом Геремеевым, он и приехал на место встречи на «Мерседесе» (госномер Р 007 ЕТ 177). После разговора Шахбиев спешно собрался в Чечню, где и пропал.

Фамилия Геремеева известна «Новой газете». И тоже в связи с делом Анны Политковской. В октябре 2006 года, через несколько дней после убийства нашего обозревателя, в редакцию пришел Бислан Гантамиров — бывший вице-премьер и мэр Грозного. Он в присутствии офицеров центрального аппарата МВД рассказал о том, что в Москву направлены три группы сотрудников правоохранительных органов Чечни с особым заданием: ликвидировать самого Гантамирова, Политковскую и бывшего чеченского силовика и охранника Ахмата Кадырова Мовлади Байсарова, сотрудничавшего с ФСБ. О том, почему об этом он не сообщал раньше, внятных объяснений мы не получили. Зато получили списочный состав всех трех засланных групп, получили — и передали в МВД.

Одна из этих групп к моменту встречи была уже арестована — впрочем, совершенно случайно. По итогам проверки документов в Хамовническое РУВД столицы были доставлены три человека, в машине которых был обнаружен целый киллерский набор, включая крупнокалиберную винтовку, предназначенную для стрельбы по бронированным автомобилям. У задержанных были при себе удостоверения сотрудников МВД Чечни, но не было командировочного предписания и никаких документов, позволяющих разъезжать по Москве с багажником, набитым оружием. Выручать их из «обезьянника» прибыл сотрудник центрального аппарата ФСБ капитан Бажанов. Ему никого не отдали, напротив — было заведено уголовное дело. Бажанов вызывался на допросы, ФСБ привычно отвечала: «данный сотрудник из органов уволен», — что, однако, не мешало ему ходить на работу. Чем закончилось это уголовное дело — никто не говорит, намекают лишь, что у задержанных нашлись заступники посерьезнее, и в итоге они были отпущены.

Не была реализована информация и по другим группам, о которых рассказал Гантамиров. Итог известен: Байсаров убит в центре Москвы в присутствии бывшего водителя террориста Радуева, затем вице-премьера Чечни, а ныне депутата Госдумы Делимханова.

Итог номер два: похищение Шахбиева. Все дело в том, что фамилия предполагаемого соучастника этого преступления — Геремеев — также упоминалась в списках, предоставленных Гантамировым.

Из всех этих криминальных хитросплетений можно сделать несколько выводов. Во-первых: чеченские силовые структуры используют в Москве ту же тактику, что и московские — в Чечне. Засылка мелких спецгрупп (федералы называют их ССГ — сводные специализированные группы, которые до недавнего времени ФСБ и ВВ активно использовали в Чечне), нацеленных на выполнение негласных заданий: похищений и внесудебных расправ.

И во-вторых. Похищенные — люди информированные, которые способны пролить свет на обстоятельства ряда заказных убийств и террористических актов. В этой связи возникает вопрос: похищая их, заметают следы или проводят свое независимое, в том числе и от закона, расследование?