Михаил Фрадков в СВР — свой человек на ключевой позиции или могильщик очередного ведомства?

На модерации Отложенный Михаил Фрадков назначен директором Службы внешней разведки (СВР) России вместо Сергея Лебедева сообщил в субботу Владимир Путин. «Что касается того человека, который займет место директора внешней разведки России, он всем хорошо известен — это Фрадков Михаил Ефимович», — сказал президент РФ.

Внешняя разведка – структура, предназначенная обеспечивать президента, парламент и правительство разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений. Директор СВР фигура публичная, а потому к реальной оперативной работе его допуск ограничен и непосредственное руководства ею в его функции не входит. Его непосредственными задачами являются передача информации руководству страны и постановка глобальных задач перед подчиненными.

Однако важны не только формальные задачи, но и потенциальные возможности СВР, а они весьма широки. Эта служба укомплектована высококлассными оперативниками, которые могут работать как за рубежом, так и внутри страны. Эта служба до сих пор считается элитой ФСБ и ее сотрудники обладают значимым авторитетом. Тот же Сергей Лебедев был одним из самых авторитетных людей в среде спецслужб. Кроме того, спектр технических возможностей СВР гораздо шире, чем у любой другой спецслужбы. Эта служба очень хорошо осведомлена об экономической деятельности российских граждан за рубежом: их связях, активах, счетах.

Таким образом, СВР – значимая сила, которая в период транзита власти может оказывать серьезное влияние, так что назначение на пост главы СВР Михаила Фрадкова в рамках строящейся вертикали пост-президентской власти выглядит как решение задачи по нейтрализации этой силы. Фрадков – чисто президентский назначенец, который не имеет корней в СВР, четкого понимания структуры организации. Надежные единомышленники среди подчиненных у него отсутствуют, а потому ни затеять «свою» игру, ни поучаствовать в чужой он не сможет. Зато с такой позиции очень удобно осуществлять надзор за действиями структуры. Однако, для подобного контроля все-таки нужно более или менее ясное понимание механизма работы системы, поэтому существует опасность, что неспециалист, далекий от СВР, может с этой задачей не справиться.

Стоит оговориться: анализ биографии нового главы СВР вызывает некоторые сомнения в его полной непричастности к этой службе. С 1973 года он работал в системе внешних экономических связей, с 1975 года был сотрудником аппарата экономического советника посольства СССР в Индии. Затем работал на различных должностях во всесоюзном объединении «Тяжпромэкспорт». В 1985 — 1991 гг. занимал руководящие должности в системе внешнеэкономического ведомства. Работал представителем РФ при ГАТТ (The General Agreement on Tariffs and Trade – GATT, организация — предшественник ВТО) в Женеве. Такое длительное нахождение за рубежом для советского служащего не типично. Обычно в СССР была распространена система ротации кадров, поэтому после загранкомандировки служащий длительное время работал внутри страны. Учитывая длительность загранкомандировок нового главы СВР, можно предположить, что с разведкой он все-таки дело имел. Как прокомментировал предположения «Эксперта» разведчик, долгое время работавший за рубежом: «Это вполне возможно». Так что может быть, стезя рыцаря плаща и кинжала не вовсе чужда бывшему главе правительства.

Однако в назначении на должность главы СВР Михаила Фрадкова есть и тревожная тенденция. Если Бакатина называли «прорабом перестройки», то Михаила Фрадкова можно назвать «могильщиком министерств». В свое время он руководил последовательно тремя ведомствами: Министерством внешних экономических связей, Министерством торговли и Федеральной службой налоговой полиции. Все три организации были упразднены. Так что следуя тенденции, в скором времени СВР может стать вновь Первым главным управлением, только не КГБ, а ФСБ, хотя… кто знает. Восстановление СССР, по мнению Владимира Путина, «крупнейшей геополитической катастрофы XX века», может начаться с этой структуры.