Что кроет в себе секретная реформа Вооруженных сил?

На модерации Отложенный

Дмитрий Медведев 11 сентября провел в Кремле совещание «по вопросам развития Вооруженных сил», естественно, секретное: было опубликовано только вступительное президентское слово о «создании новых видов вооружений, о модернизации облика ВС РФ на ближайшие годы». По итогам совещания 15 сентября Медведев утвердил некую «концепцию нового облика армии», о чем в тот день не было ничего заявлено. Лишь много позже Медведев, а также министр обороны Анатолий Сердюков стали делать не очень внятные публичные заявления, из которых вроде следует, что засекреченная «концепция» предполагает совершенно радикальную военную реформу и, естественно, огромные расходы общественных денег. Как принято, формального суверена РФ и номинального собственника денег — народ России — не спросили и не оповестили.

Под Оренбургом Медведев озвучил противоречивый набор мер, изумивший многих специалистов. В частности, к 2020 году «обеспечить гарантированное решение ядерного сдерживания», то есть сохранить ныне существующий ядерный баланс с США. Сделать это будет непросто: к 2020-му большая часть советского стратегического ядерного наследства придет в окончательную негодность, а делать новое пока получается плохо. Морская баллистическая ракета «Булава-30» раз за разом проваливает испытания, старый ВПК на последнем издыхании, безвозвратно разрушены прежние технологические цепочки, уходят последние советские специалисты. Медведев сказал, что «запланировано серийное строительство боевых кораблей, в первую очередь атомных подводных крейсеров с крылатыми ракетами и многоцелевых подводных лодок». Кое-что в принципе возможно, например, в Северодвинске давно стоят два почти достроенных атомных подводных крейсера, однотипных погибшему в 2000-м «Курску», и их можно выкатить под пропагандистские фанфары. Только непонятно, зачем современной России эти в целом бессмысленные и непомерно дорогие остатки холодной войны?

Из заявления Медведева следует, что «концепция» требует «добиться превосходства в воздухе в нанесении высокоточных ударов по наземным и морским целям, а также в оперативной переброске войск». Если речь идет о США и Западе в целом, то это в ближайшие сто лет невозможно. Если о Киргизии или Грузии — то так и надо было указать. Будет создаваться единая система воздушно-космической обороны, что для нынешней технологически отсталой России невыполнимая задача. Впрочем, если речь идет лишь о распиливании более чем триллионного военного бюджета в полной секретности под прикрытием патриотической риторики, то это совсем

Медведев объявил о переводе к 2020-му всех «боевых соединений и частей в категорию постоянной готовности», а Сердюков в Минске на неделе разъяснил, что к 2012-му численность ВС РФ сократят до 1 млн человек с нынешних 1,134 млн, причем офицеров — до 150 тыс.

с нынешних 330 тыс. Вот это — действительно радикальная мера. С 91-го года Вооруженные силы, конечно, сокращали, но при этом они оставались, по сути, вполне советскими. Массовое сокращение офицеров (утверждают, что в год будут увольнять по 45 тыс.) предполагает радикальный отказ от советской военной модели, от массовой армии скверно подготовленных, небоеспособных резервистов в пользу профессиональной армии западного образца и «постоянной готовности», о чем вроде бы заявил Медведев.

Появились сообщения, что в будущем резервисты будут приписаны к определенным частям, будут подписывать контракт, как в США, получать постоянную доплату за службу в резерве и регулярно проходить переподготовку.

Сообщают, что будут радикальные сокращения в Генштабе и его значение существенно снизят в пользу будущего гражданского министерства обороны. Отказ от массовой армии (если в секретной концепции речь и вправду идет именно об этом) очевидно предполагает также отказ от противостояния с Западом и радикальные перемены в прежних планах военного строительства, что, несомненно, встретит оппозицию среди значительной части генералитета. Может, заявления о будущем «превосходстве в воздухе» и прочие нелепости лишь попытка задобрить, отвлечь и расслоить подобную оппозицию?

Медведев также объявил об увеличении военного денежного содержания, улучшении жилищных условий и т.д. С1 января до 30 тыс. военнослужащих частей постоянной готовности, «добившиеся высоких показателей в службе», будут получать ежемесячную добавку «от 35 до 160 тысяч рублей в зависимости от занимаемой должности», для чего создается специальный Поощрительный фонд министра обороны в 25 млрд рублей. Система распределения этих денег, естественно, закрыта и засекречена, а возникающие многократные различия в оплате военных одного ранга, несомненно, усилят социальное напряжение в войсках.

Радикальное изменение роли офицерского корпуса требует существенной реформы системы военного образования. Медведев об этом сказал, но подробности неизвестны. Увольняемым офицерам надо массово раздавать жилье, и это может существенно поддержать строительную индустрию в период кризиса, но не ясно, хватит ли на все денег в оборонном бюджете, который остается практически совершенно закрытым.

Павел Фельгенгауэр