Каждый четвертый немец разглядел в нацизме привлекательные стороны

На модерации Отложенный

Германия взбудоражена результатами опроса, проведенного институтом Forsa по заказу журнала Stern. На простой вопрос, были ли у национал-социализма положительные стороны, четверть опрошенных ответили положительно.

Опрос проводился вскоре после скандала, разразившегося вокруг заявлений известной писательницы Евы Херман. Книги Херман популярны среди простых людей, обеспокоенных демографическими тенденциями в Германии, прежде всего низкой рождаемостью. Представляя недавно свой второй опус «Принцип Ноева ковчега» (первая книга называлась «Принцип Евы»), литератор произнесла следующую тираду: «Мы должны предоставить семьям льготы, а не облагать их дополнительными поборами. Но прежде всего мы должны снова научиться ценить уникальную роль матери, которая движением 1968 года была отменена как ценность. С движением-1968 было потеряно практически все, что мы считали ценным. Да, до того было ужасное время, и был абсолютно сумасшедший, чрезвычайно опасный политик, который привел немецкий народ к разрушению страны. Это мы все знаем. Но вместе с этим злом было упразднено и многое, что было хорошо - наши ценности, такие значимые ранее вещи, как дети, материнство, семья и сплоченность».

Это продолжавшееся всего-то 52 секунды высказывание вызвало настоящую бурю. Херман публично нарушила табу - о нацистах либо плохо, либо ничего.

Еву уволили с работы на телевидении, и сейчас она пытается восстановиться через суд. Она обвиняет оппонентов в неточном цитировании и вырывании ее слов из контекста.

Впрочем, на недавнем телевизионном ток-шоу зрители так и не дождались от нее более точных разъяснений.

Более того, она была уличена в использовании лексики нацистских времен и дальнейшем восхвалении (как это было расценено) фашистских времен. «Автобаны были построены в то время, и мы по ним сегодня ездим», - отметила она.

Студия среагировала на это высказывание неоднозначно. Кто-то аплодировал, а кто-то порывался выйти вон (среди них были участвовавшая в дискуссии тележурналистка Маргарета Шрайнермакерс и известная киноактриса Сента Бергер). Этого, правда, так и не случилось - после 40 минут дискуссии, больше походившей на допрос, ведущий передачи Йоханнес Кернер попросил на выход саму Еву Херман.

Этот транслировавшийся в эфире скандал и привел журнал Stern к мысли поинтересоваться, сколько людей в современной Германии думают так же, как г-жа Херман. Позитивные стороны у нацизма нашли четверть опрошенных. Остальные все же считают, что в Третьем рейхе не было ничего хорошего. Женщин, разделяющих оценки Евы Херман, оказалось меньше, чем мужчин. Среди сторонников консервативных партий ХДС/ХСС таковых 28%, среди поклонников социал-демократов – 25%, а среди симпатизирующих «зеленым» и новым левым - только 7%. Позитивными примерами деятельности соратников фюрера опрошенные институтом Форса называли все то же строительство автобанов, снижение уровня преступности и поддержку семьи.

«У Евы Херман светлые волосы, но не очень светлый ум. Она следует популярному среди коллег принципу развязной болтовни», - так оценивает происходящее известный публицист Хенрик Бродер. По его мнению, Херман идеально подошла для роли жертвы для определенного типа антифашистов. Такие антифашисты входят в раж тем более, чем меньше реальное проявление самого фашизма, пишет он.