Почему женщинам платят меньше, чем мужчинам?

На модерации Отложенный Линда Бэбкок, профессор экономики Университета Карнеги — Меллона, провела опрос и обнаружила удивительные факты: начальная зарплата мужчин, получивших степень MBA в ее родном университете, в среднем на 7,6% (это почти $4000 в год) выше, чем у женщин с таким же дипломом. В чем причина? Мужской заговор против женщин? Пресловутый стеклянный потолок? Нет, у Бэбкок была другая гипотеза, и она решила ее проверить. Вместе с коллегами она организовала еще два исследования и пришла к выводу, что виной всему вовсе не мужской шовинизм, а женская психология.

Само название статьи Бэбкок и ее соавторов — «Воспитанные девочки ничего не просят» — дает ответ на некоторые вопросы. В представлении общества скромность — это одна из главных женских добродетелей. Родители, бабушки и дедушки стремятся воспитать ее в девочках, и они вырастают с убеждением, что не должны выпячивать свои качества и подчеркивать свои достижения — их и так всегда оценят должным образом. Вот почему большинство женщин считают почти неприличным говорить о своих заслугах и тем более — требовать повышения зарплаты. Как показало исследование Линды Бэбкок, обычно женщины безропотно соглашаются на тот оклад, который им предлагают при приеме на работу, в то время как мужчины с самого начала стараются выбить себе ставку повыше. Из тех самых обладателей дипломов MBA Карнеги — Меллона при приеме на работу свою зарплату обсуждали 57% мужчин и только 7% женщин.

Чтобы проверить гипотезу о женской скромности, ученые провели еще два эксперимента. Во время первого участникам — мужчинам и женщинам — предложили поиграть в слова, пообещав вознаграждение от трех до десяти долларов. По окончании всех поблагодарили и раздали по три доллара. Какой была реакция участников? Нетрудно догадаться, что женщины приняли деньги с благодарностью и без вопросов, в то время как мужчины захотели выяснить «а почему не десять?».

Следующим этапом исследования стал интернет-опрос. Несколько сотен человек ответили на вопрос: когда они в последний раз по собственной инициативе заговаривали с начальством о зарплате и когда будут делать это в следующий раз. Результаты еще раз подтвердили, что мужчины гораздо чаще борются за свои права, чем женщины.

Чтобы прекратить «дискриминацию», женщинам стоит избавиться от иллюзии, что их вклад обязательно заметят и должным образом оценят. Увы, довольно часто начальники не утруждают себя размышлениями о достоинствах подчиненных, зато их недостатки всегда замечают. И еще один парадокс: сплошь и рядом люди не замечают очевидного, пока не укажешь на него пальцем, не назовешь словами и не докажешь с помощью цифр.

Большинству женщин трудно завести разговор о зарплате с руководителем, они боятся получить отказ — это так унизительно! Но, утверждают признанные мастера ведения переговоров, ответ «нет» лучше, чем неопределенность и сомнения. Отказ — это возможность продолжить разговор, спросить «почему» и «доколе», узнать, когда же можно рассчитывать на «да». В конце концов, если начальник не в состоянии оценить вас по достоинству, то, может быть, не стоит с ним работать. Главное, начиная подобный разговор, запастись аргументами, потому что мужчины (особенно начальники) предпочитают обсуждать проблемы в рациональном ключе и терпеть не могут женских эмоций на работе.
Кстати, начальники-мужчины подчас расценивают скромность как неуверенность в себе. А человеку, который сомневается в своих силах, никто не доверит серьезного дела. Причем довольно часто причина такой внешней неуверенности — в том же комплексе «воспитанной девочки».В 1990-х годах группа психологов под руководством Лори Хитерингтоун провела эксперимент, который показал, что даже уверенные в себе женщины стараются скрыть свою уверенность, чтобы не выглядеть хвастливыми. В начале учебного года психологи попросили несколько сотен студентов сделать прогноз своих достижений к его концу. В одной группе студенты делали это письменно, в другой — устно. Девушки из второй группы, рассказывая о своих будущих успехах, оценивали их скромнее молодых людей. В первой группе такого различия не было, и прогнозы оказались верными. То есть письменно, без свидетелей, девушки оценивали себя довольно высоко, в то время как на публике преуменьшали свои достоинства, очевидно, полагая, что это больше соответствует образу «настоящей женщины».