Какие книги будут читать в 2008 году

На модерации Отложенный

Особым спросом будут пользоваться книги, в которых так или иначе задействован образ грызунов. Бестселлеры на завтра.

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. И это так же верно, как то, что каждый издатель желает знать, какие книги будут востребованы в будущем году. Над этим вопросом бьются лучшие умы книжного мира – и сплошь и рядом ошибаются. А ведь просчеты в бизнесе чреваты мало неприятностями – банкротством! Искренне сострадая издателям, мы им все объясним предметно и даже наглядно. Поехали…

Свои планы издателям надлежит сверять с астрологией! В связи с тем, что наступающий год – год Крысы, а также Мыши, особым спросом будут пользоваться книги, в которых так или иначе задействован образ этих во всех отношениях милых грызунов. Что касается переизданий, то это, например, «Зеленая миля» Стивена Кинга, где больного на всю голову героя успокаивают обещанием показать «мышиный цирк». Или романы Харуки Мураками, объединенные в «Трилогию Крысы» (правда, Крыса в данном случае всего лишь прозвище одного типа, но сколь многозначительное, как и все у этого отдельно взятого японца).

Теперь о жанрах как таковых. Все в шоколаде будет у детектива, ибо редко найдешь боевичок или интеллектуальную загогулину про гениального сыщика, где бы женщину не сравнили с мышью («Ты – мышь белая!»), а лощеного негодяя – с крысой («Ты – крыса серая!»). Также безмятежная жизнь обещана приключенческим романам, но лишь тем, где тонут корабли (парусные, на паровом и атомном ходу); и тут тоже все понятно: сначала крысы покидают корабли, причем даже подводные лодки, а уж потом капитаны…

Однако совершенно естественно, что пиковый успех гарантирован книгам, где мышь-крыса фигурирует в названии. Сразу оговоримся, что роман Александра Терехова «Крысобой» в данном списке по меньшей мере неуместен – за вызывающе отрицательное отношение к братьям меньшим. Равно как и повесть Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», где деревянный уродец осмеливается перечить члену монаршей фамилии. И роман Альбера Камю «Чума», где оболган целый животный вид.

А также сказка братьев Гримм «Гаммельнский крысолов», где несчастных мышей предают смерти путем насильственного утопления. Вернувшись чуть выше – к содержанию без названия, отметим, что по схожим причинам окажутся не у дел сочинение Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (за наветы на грызунов) и роман Татьяны Толстой «Кысь» (за превращение мышей в наипервейшее лакомство постъядерной эры).

Но обратимся к фаворитам. Среди классических произведений отметим гениальную в своей прозорливости о единстве кажущихся противоположностей повесть Джона Стейнбека «О мышах и людях». В фантастике, безусловно, первенство достанется неподражаемому Гарри Гаррисону с циклом романов о Стальной крысе, где все как есть чистая правда. В дамских романах подвергнется переизданию книжка Анны Михалевой «Мечты серой мыши», в котором реалий действительности не меньше, чем у Гаррисона. В детской литературе сразу два лидера. Это «Сказка о глупом мышонке» Самуила Маршака, где ясно говорится: мыши умнее кошек, что, кстати, подтверждается численностью популяций. Другой лидер – сказочная повесть Евы Титус «Великий мышиный детектив с Бейкер-стрит», где та же мысль еще более заострена: мыши умнее людей или, по крайней мере, равны им по сообразительности. За отсутствием места умолчим о других 565 книгах – несомненных победителях грядущих рейтингов (в конце концов у нас не шпаргалка!), ограничившись лишь некоторыми обложками.

И напоследок несколько слов о жанре horror и трилогии Джеймса Херберта «Крысы». Мы бы ни за что и никому не посоветовали ставить ее в издательский план, поскольку телораздирающее уничтожение крысами-мутантами мирных англичан на протяжении нескольких романов – чтение, откровенно сказать, душераздирающее. Но! Во-первых, люди, долго и упорно издевающиеся над окружающей средой, должны понести возмездие. А во-вторых, по достоверным сведениям, поступившим с берегов туманного Альбиона, первоначально трилогия задумывалась как описание совместного сражения людей и крыс с потерявшими всякое понятие о чести и совести собаками.