Внеземные достижения россиян

На модерации Отложенный

Американцы известны пристрастием к составлению всякого рода рейтингов и топов. Но зачастую наспех составленные «хит-парады» поражают странностью подхода, когда в рамках одного списка смешивается «теплое с мягким». Тем интереснее взглянуть на рейтинг достижений нашей страны в области космонавтики, составленный специалистами. «Горячая десятка» важнейших космических достижений СССР и России опубликована на аэрокосмическом портале Space.com.

Удивительно, что, несмотря на грандиозные успехи NASA, создать подобный список для США пока никто не удосужился. 

«Удивительно, что из поля зрения составителей рейтинга выпало такое достижение, как первый выход человека в космическое пространство» Естественно, первые два места в рейтинге занимают запуск первого искусственного спутника Земли (с чего, собственно, и началась практическая космонавтика) и полет Юрия Гагарина. 

Казалось бы, кто посмеет оспорить приоритет СССР? Между тем в последние годы такие попытки предпринимаются. Очевидно, что рассказы о «космонавтах из SS» и неудачных догагаринских пусках «Востоков» смело можно отнести к бредням конспирологов. Но в некоторых изданиях и на популярных интернет-ресурсах (например, в «Википедии») подается как факт: первым летательным аппаратом, побывавшим в космосе, была германская баллистическая ракета А-4 (более известная как «Фау-2»). 

Действительно, в одном из вертикальных пусков «Фау-2» достигла высоты 198 км, но это был лишь суборбитальный полет. Пустяк, но с таких «оговорок» начинается ревизия истории.

Любопытно, что, несмотря на успешную программу пилотируемых полетов на Луну, американцы отдают СССР приоритет в исследовании ночного светила: на третьем месте рейтинга числится миссия межпланетной станции «Луна-2», 14 сентября 1959 года попавшая в поверхность спутника. 

На четвертой позиции – создание постоянных обитаемых орбитальных станций типа «Салют». Также среди крупных успехов отмечается советская венерианская программа (пятое место). 

Отмечено также создание многоразовой космической системы «Энергия» – «Буран».

Американские эксперты отмечают, что провал программы многоразового корабля не умаляет достоинства заложенных в ней идей. Решения намного опережают аналогичные, примененные на «шаттлах». 

Удивительно, что из поля зрения составителей рейтинга выпало такое достижение, как первый выход человека в космическое пространство, без которого были бы невозможны ни прогулки по лунной поверхности, ни строительство орбитальных станций. Между тем в списке упомянуты заслуги нашей страны в развитии космического туризма (шестая позиция) и приоритет СССР в международной космической кооперации (проект «Союз – Apollo»). 

Отдельного упоминания на 10-м месте заслужила российская программа моделирования пилотируемой экспедиции на Красную планету «Марс-500». Российская программа, по мнению авторов рейтинга, дала новый «психологический импульс» программам дальних пилотируемых полетов.

Как можно заметить, большинство достижений СССР/России, отмеченные в списке (довольно объективном), – это приоритетные достижения, связанные с полетами человека.

NASA в этом смысле может похвастаться великолепно исполненной лунной программой и, пожалуй, созданием многоразовой космической транспортной системы Space Shuttle. 

У США и кроме этого есть немало поводов для гордости: исследования Марса с помощью марсоходов, экспедиции к дальним планетам Солнечной системы: аппарат Pioneer 10, запущенный в марте 1972 года, – единственный рукотворный объект, находящийся за ее пределами, не считая гипотетических инопланетных звездолетов. 

Несомненный приоритет у США и во внеатмосферной астрономии: с помощью космического телескопа Hubble открыто около сотни экстрасолярных планет, а рентгеновская обсерватория Chandra впервые позволила зарегистрировать существование черных дыр методами прямого наблюдения.

Как правило, подобные рейтинги публикуются американскими СМИ для большей объективности парно: вскоре, вероятно, появится аналогичный список для США. Любопытно будет сравнить списки наших и заокеанских достижений с точки зрения американских специалистов. 

Геннадий Нечаев