Дижестив: спасение на случай хорошо оформленного обжорства

На модерации Отложенный

Стоя сожрать сосиску, в три глотка залить ее пивом и побежать по особо важным делам - в этом есть своя прелесть. Или хотя бы резон. Но многочасовое застолье с приветственным коктейлем, четырьмя переменами блюд и тщательным подбором напитков тоже обладает определенной привлекательностью. Единственный недостаток у подобного времяпрепровождения - подъем из-за стола превращается в небольшой гражданский подвиг.

И ладно бы подъем, это еще куда ни шло. Хуже то, что за подъемом логически следует бег по тем самым делам, в то время как желудок, фаршированный фуа-грой вперемешку с печеными голубями и спаржей, настоятельно требует тишины, покоя и времени на переваривание. В этот момент на экран телевизора выскакивает бодрая старушка и сообщает: фестал-мезим вам помогут, кушайте, не обляпайтесь. Но желудочные таблетки хоть и вправду помогают (троекратное ура), но зато до основанья разрушают всю сложную конструкцию из крахмальных салфеток, изысканных десертов и мишленовских звезд. Смазывается, так сказать, впечатление. В общем, ферменты стоит глотать после магазинных пельменей, а на случай хорошо оформленного обжорства существует такая вещь, как дижестив.

Что зверь

Дижестив, несмотря на сложное название, как явление знаком всем и каждому. Если не на личном опыте, то по книгам и фильмам мы знаем, что после еды (такой, когда вилка в левой, нож в правой, салфетка на коленях, не перепутать) компания перемещается на диванчики, дабы выпить чего - нибудь крепче сухого столового. коньяку, например, или портвейна, или еще какого спирту под сигары и неспешные беседы. Чтобы достойно завершить гастротрип и не заработать гастрит от слишком энергичного перехода к деятельности. Покрепче - это не вопрос личных предпочтений, это традиция, уходящая корнями куда-то в глубь веков и все такое. В качестве завершающего аккорда, соответственно, используется все, что есть под рукой, от бальзамов до ликеров - некоторые из них мы рассмотрим прямо тут, не отходя. Еще есть якобы традиция по возможности использовать в качестве дижестива напитки темных оттенков (а на аперитив - светлых), но это уже глупости. Потому что дело-то не в цветовой гамме, а в том, какое воздействие оказывает напиток на сытый организм истинного гедониста и гурмана.

Желудку на заметку

Считается, что крепкие спиртные напитки в самом конце трапезы способствуют пищеварению и всячески помогают желудку справиться с нагрузкой. Это их свойство заложено в самом названии "дижестив" - от латинского digestivus - "способствующий пищеварению". Сложно сказать, каким образом спирт ему способствует, - врачи упорствуют в своем заблуждении и уверяют, что пользы от спирта, мол, никакой, один сплошной вред. Но ведь и впрямь же помогает! Проверено на личном опыте - после дижестива тяжесть в желудке рассасывается. С чем может быть связано такое несоответствие между наукой и жизнью? А нет никакого несоответствия. Не будем спорить - спиртное как таковое для желудка радости не представляет. Равно как и для печени, которая тоже в деле переваривания не последняя. Но это если постоянно, много и жадно, а истина, как известно, в правильности дозы. Никто не предлагает вам нажираться до поросячьего визга прямо там, на диванчиках и под сигару, одной (ну двух на крайняк) порции достаточно.

Тогда эта порция, просочившись (или ухнув) в глубины вашего тела, совершит несколько интересных действий. Во-первых, крепкий алкоголь раздражает слизистую желудка и таким образом стимулирует выработку желудочного сока. Во-вторых, тот же спирт оглушающе воздействует на рецепторы и выступает в качестве обезболивающего - то есть мы перестаем чувствовать тяжесть в желудке не потому, что она исчезает, а потому, что мы действительно перестаем ее чувствовать. Ну а остальные химические процессы зависят уже от конкретного напитка - в каждом, помимо собственно C2H5OH, есть еще какие-то составляющие. Травы там, фруктовые кислоты, масла, бла-бла-бла, и у каждого ингредиента - свои отношения с организмом человека и потребленной им пищей. Ну и самое главное воздействие дижестива имеет отношение не к химии с биологией, а к захватывающей области человеческой психологии. Потому что когда все проходит неспешно и бежать никуда не надо, а вокруг тишина, покой и благоденствие, организм работает куда лучше.

Ритуальные услуги

Именно поэтому дижестив, способствующий пищеварению, - это не медицинское, а ритуальное действо. Не просто так, уже в низком старте, замахнуть, а сделать все с толком и по правилам. И минимум полчаса этому действу посвятить, лелея свои внутренности и свою социальную адекватность. В разных культурах, которые сходятся в вопросах принятия после еды, дижестивы пьют по-разному. Где-то (вернее, когда-то, потому что сейчас воцарилась эра победившего феминизма) джентльмены отправляют дам сплетничать и пить кофе, а сами идут в библиотеку сплетничать и пить портвейн. Где-то остаются сидеть за тем же столом, уже очищенным от объедков, поют и пьют, к примеру, граппу. Где-то плюхаются на диван с бокалом коньяка. Можно придумать массу вариантов - все зависит от личных предпочтений и погодных условий, общее только одно - мы никуда не спешим. Пусть кто-то другой с бала мчится на корабль или бросается на амбразуру любимой работы. Нет, истинному аристократу духа суетиться не пристало, равно как не пристало бессмысленно волноваться, чувствовать вину или еще какие гадости переживать. Все эти эмоции - под запретом. Разрешено сдержанно веселиться, соглашаться с собеседником, обсуждать виды на урожай и породистых животных (включая женщин, если они все- таки отдельно).

И главное - непрерывно лелеять чувство довольства жизнью вообще и прошедшей трапезой в частности. Тогда терапевтическое воздействие дижестива будет несомненным.

Принц Лимон

Лимончелло ( или -ла, кому как нравится) - совсем недавний гость не только на наших столах, но и на столах исторической родины этого ликера. И хотя итальянцы, которые прекрасно знают, как хорошо продается традиция и прочая вековая пыль, настойчиво врут о глубоких корнях и многовековой истории напитка, данная информация представляется нам сомнительной. Все дело в рецептуре - там присутствуют чистый спирт, рафинированный сахар и лимонная цедра. И если относительно кожи лимона нет сомнений - в районе Сорренто, откуда есть пошла лимончелла, с этим кислым фруктом никогда не было проблем - то сахар и спирт в количествах, потребных для изготовления оного напитка, появились совсем недавно. Ну да и бог с ними, с древними традициями, прогресс не остановишь, и это прекрасно.

Даже не овеянный легендами, лимонный ликер является отменным дижестивом, одинаково подходящим обоим полам. Крепость - для мужчин, сладость - для женщин, а лимонная кислота, соответственно, для всех желудков. Замороженная рюмочка, полная золотистого ликера, - неплохой эпилог. А если хотите традиций - то вот они, пожалуйста. Во-первых, лимончеллу чаще всего делают кустарно (есть и официальные производители, но все не то, не то), каждый хозяин заведения - по личному рецепту. В Москве, кстати, этим занимается шеф -повар ресторана "Трюфель". Во-вторых, на нее, мол, годятся только местные лимоны, выращенные на Сицилии или Сардинии. А в-третьих, подождите немного - историю поромантичнее непременно при- думают, и будет там прекрасная девушка, отважный юноша и встречи под луной в лимонной роще. Самое то для сентиментальных туристок.

Картезианский источник

А вот у этого дижестива, напротив, история весьма длинная и захватывающая - шартрезу удалось пострадать практически от всех исторических катаклизмов. Вернее, страдали монахи-картезианцы, которые этот ликер производили. Поговаривают, что в 1605 году французский маршал передал (за какие, интересно, заслуги?) обитателям монастыря Гранд- Шартрез манускрипт с описанием "эликсира долголетия". В рецепте присутствовало 130 видов трав, чрезвычайно влияющих на здоровье, так что монахи взялись за дело и наладили производство. А в 1764 начались продажи уже не лекарства, а дижестива на основе того эликсира, и называли жидкость "Зеленый Шартрез" (крепость 55%, не кот чихнул). Продажи, кстати, были нешуточные.

Потом грянула революция, и ей было все равно, как производимый ликер влияет на здоровье, монахов погнали погаными тряпками, потом вернули, снова погнали - в общем, бедолаги непрерывно переезжали, но рецепт из цепких ручек так и не выпустили. Теперь зеленый и желтый (полегче, 40%, и послаще) шартрезы, а также эликсир "Гранд-Шартрез" (71%, не пьем, а лечимся) картезианский орден делает во Франции, а пьют эти дижестивы во всем мире. Делает просто - замачивает все собранное лекарственное сено в виноградном спирте, добавляет мед и сахарный сироп, а потом выдерживает в дубовых бочках. Благоприятное воздействие на желудок следует записать на счет этих самых трав, одна из которых - иссоп - издавна считается первоклассным лекарственным средством. Ну а то, что у ликера есть цвет, оригинальный вкус и необычная история, придает рюмочке шартреза (обязательно добавьте лед) после еды особое очарование.

Что там в яблоках

Кальвадос нормандский, великий и прекрасный, делается из яблок. Ну, в основном из яблок. Впрочем, обнаружить вкус исходного материала в крепком (классические 40%) напитке не так-то просто, скорее, у кальвадоса яблочное послевкусие. Зато яблочная кислота там есть, и именно она влияет на отменную репутацию кальвадоса как дижестива.

Его предлагают пить как после еды, так и в середине трапезы (традиция называется "нормандская дыра") - если вы уже съели перепелов, утиный паштет и полтонны гарнира, а вам еще предстоит молодой барашек в мяте и компот, рюмочка кальвадоса пробьет дыру в съеденном и освободит место в желудке. Кроме того, вкусовые сосочки будут готовы к новым впечатлениям.

Сам ты бука

По неуточненным данным, ликеры на основе аниса в Рим привезли сарацины - в качестве лекарства скорее, ибо спирт у магометан под запретом. Рецепт, конечно, видоизменялся со временем, добавлялись новые ингредиенты, оттачивалась процедура, то да се. Из-за одного из таких ингредиентов самбука и получила свое название - для того чтобы уравновесить довольно яркий анисовый вкус и запах, добавляют вытяжку из ягод бузины. Бузина называется sambucus nigra, вот вам и имя. Положительный эффект самбуки связан как раз с анисом звездчатым, растением во всю голову лекарственным. В числе прочего он стимулирует деятельность печени и поджелудочной железы, успокаивает желудок и вообще очень полезен для всяких внутренностей. Что касается ритуалов потребления, то тут у самбуки мало конкурентов, уж больно все запутано. Например, ее часто подают с "мухами" - три кофейных зерна на дне бокала означают здоровье, богатство и счастье. Ее поджигают ненадолго, а потом пьют. А еще можно поджечь, перелить в другой бокал, а потом вдохнуть пары через трубочку. В общем, все довольно сложно, но это не повод отказаться от напитка. Тем более что этот дижестив волшебным образом способствует повышению уровня жизненной энергии - после него действительно весело шагать по просторам.