Дмитрий Довгий отправлен в СИЗО

На модерации Отложенный

Басманный суд санкционировал арест Дмитрия Довгия. Ранее сегодня тот же суд удовлетворил ходатайство следствия о возбуждении уголовного дела против экс-главы Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ (ГСУ СКП), подозреваемого в получении крупной взятки – 750 тыс. евро.

Необходимость судебного заключения для привлечения к уголовной ответственности прокурора, следователя, руководителя следственного органа прописана в статье 447 Уголовно-процессуального кодекса РФ ("Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам"). Ходатайство о выдаче такого заключения по делу Довгия подписал лично руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин, - сообщила пресс-секретарь Мосгорсуда Анна Усачева.

Дмитрий Довгий был задержан вечером в понедельник, 18 августа – накануне рассмотрения в Мосгорсуде его иска о восстановлении в должности начальника Главного следственного управления, с которой он был уволен 4 месяца назад. Судебные слушания должны были проходить в закрытом режиме, поскольку в гражданском деле о восстановлении на работе, по утверждению руководства СКП, фигурируют секретные документы. Между тем, в свое время глава СКП Александр Бастрыкин обещал, что результаты служебной проверки деятельности Довгия и трех его подчиненных будут обнародованы. Об этом сообщало РИА Новости.

Кроме восстановления на работе, Довгий требовал с СКП 100 тыс. рублей за нанесенный увольнением моральный вред и выплаты ему среднего заработка за все время "вынужденного прогула". Как пишет сегодня "Коммерсант", сам истец за несколько дней до разбирательства в Мосгорсуде заявил: "Я понимаю, что в ответ на мой иск меня могут посадить. Единственным же доказательством будут выбитые из кого-либо свидетельские показания на меня".

По сведениям "Коммерсанта", основанием для возбуждения уголовного дела против Довгия стали показания Олега Коляды, проходящего по делу "Томскнефти" (ему инкриминируется хищение 6 млрд руб. из нефтяной компании), а также находящегося под арестом некоего Рафика Валиева. Ранее фамилия Коляды фигурировала в ходе служебной проверки деятельности Довгия на посту начальника ГСУ (его подозревали в получении взятки за освобождение Коляды под залог). Однако, по-видимому, при проведении проверки не удалось собрать достаточных доказательств виновности Довгия ни по этому эпизоду предполагаемого взяточничества, ни по второму, в котором его подозревали.

Сам экс-руководитель Главного следственного управления отвергает обвинение в получении взятки. Сегодня перед судебным заседанием он заявил журналистам, что расценивает происходящее как попытку оказать на него давление в связи с его иском по восстановлению на работе.

Напомним, что об увольнении Довгия стало известно 21 апреля нынешнего года. Приказ подписал глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Решение было принято по результатам служебной проверки, в ходе которой, как сообщалось, выявились нарушения Довгием законов "О прокуратуре РФ" ("несоблюдение ограничений и неисполнение обязанностей, связанных со службой") и "О государственной гражданской службе РФ" ("разглашение или использование в целях, не связанных с гражданской службой, сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебной информации, ставшей известной в связи с исполнением должностных обязанностей").

Сразу после своего увольнения Довгий сообщил, что считает его незаконным и будет обжаловать. Кроме того, он заявил, что в Следственном комитете – крайне нездоровая ситуация, которая требует незамедлительного вмешательства президента.

Ранее (в марте) Дмитрий Довгий был отстранен от должности – на время проведения служебной проверки. Проверку начали в связи с тем, что двое подчиненных обвинили начальника управления в крупных взятках.

Многие эксперты связали неприятности, обрушившиеся на Довгия, с обострением отношений между Генпрокуратурой и Следственным комитетом. Вскоре после начала служебной проверки в газете "Известия" было опубликовано пространное интервью с Довгием. Очевидная цель интервью – привлечь внимание публики к скандальным уголовным делам, в которых жестко столкнулись интересы нескольких российских спецслужб и правоохранительных органов. А в конце мая в интервью газете "Московский комсомолец" экс-глава ГСУ обвинил своего руководителя Александра Бастрыкина в фабрикации уголовных дел. Речь шла о делах заместителя министра финансов Сергея Сторчака и заместителя руководителя Госнаркоконтроля Александра Бульбова. По словам Довгия, лично он противился возбуждению этих уголовных дел, поскольку не обнаружил в действиях Сторчака и Бульбова состава преступления, но вынужден был выполнить приказ. Именно его строптивость, утверждал Дмитрий Довгий, стала причиной его увольнения из Следственного комитета по ложным обвинениям в коррупции.

Дмитрий Довгий в интервью "Московскому комсомольцу" не ограничился изложением конкретных обстоятельств и перешел к общим оценкам. Он считает, что реформа прокурорской службы привела к деградации Генпрокуратуры и появлению "монстра" в виде Следственного комитета, подотчетного только себе. "1937-й год – в полный рост", - так описал Дмитрий Довгий обстановку всеобщей подозрительности и слежки, царящую в этом ведомстве. Довгий высказал предположение, что арест Сторчака и Бульбова – следствие войны политических группировок, а Александр Бастрыкин, санкционировавший эти аресты, действовал по прямой указке спецслужб. В частности, он напоминает о деле "Трех китов" и "китайском деле": расследование этих случаев масштабной контрабанды стало одним из эпизодов "межклановой войны".

Независимые наблюдатели сразу же после публикации в "Московском комсомольце" обратили внимание на то, что скандальное интервью генерала Довгия появилось в момент, когда премьер-министр Владимир Путин находился во Франции. А также на личность интервьюера: им был депутат Госдумы Александр Хинштейн, известный сотрудничеством с силовыми ведомствами.

Эксперты "И" тогда предположили, что все это означает начало нового этапа передела сфер влияния между группировками, ориентированными на президента Медведева и премьер-министра Путина. Подробно такую точку зрения аргументировал в интервью "Избранному" генерал-майор милиции в отставке Владимир Овчинский.