Россияне живут в ожидании нового дефолта

На модерации Отложенный Как по мановению злого волшебника, к годовщине российского дефолта - 17 августа 1998 года - на мировых финансовых рынках разразился сильнейший шторм. С рынка американской ипотеки кризис перекинулся на все мировые финансовые площадки. Это отразилось и на российском рынке акций, который по сравнению с историческим максимумом, установленным в конце июля, просел на 13%. Все это навевает очень неприятные ассоциации: ведь российский дефолт 1998-го случился вслед за крушением азиатских фондовых рынков.

Как показывают социологические исследования, многие россияне живут в ожидании нового дефолта. А известие о сильной тряске одновременно на финансовых рынках США, Европы и Азии укрепляет их в этом ожидании: ведь в прошлый раз хватило одного азиатского краха. Но экономисты уверяют, что угрозы дефолта по образцу 1998 года, когда государство признало себя банкротом, для России образца 2007 года не существует. Мы живем в абсолютно другой, устойчивой экономике. И нынешние утверждения власти об экономических успехах России - чистая правда, а не ложь российских чиновников образца 1998 года, убеждавших россиян, что экономика здорова и кризиса не будет. Эти разговоры закончились только с обрушением рубля и рынка государственных краткосрочных обязательств (ГКО).

В 1990-е годы из-за крайне скудных поступлений в казну бюджет сводился с постоянным дефицитом. Для покрытия этого дефицита использовались ГКО и кредиты МВФ, которые вдобавок шли еще и на поддержание курса рубля. Однако в конце 1997 года мировые цены на нефть рухнули до $10-12 за баррель, из-за чего даже отдавать проценты МВФ по текущим долгам стало невозможно. ГКО же превратились в классическую финансовую пирамиду, когда за счет последующих выпусков гасились предыдущие обязательства. В результате 17 августа 1998 года правительство призналось, что больше не в состоянии платить по своим долгам и поддерживать прежний курс рубля.


Сейчас же ситуация в корне иная. Чтобы ни говорили о негативных сторонах сырьевой направленности российской экономики, именно нынешние заоблачные цены на «черное золото» в районе $70 за баррель, остаются фундаментом ее благополучия. Именно благодаря им Россия досрочно отдала огромную часть внешних долгов, и ей не нужно брать новые. Бюджет уже который год сводится не с дефицитом, как это было перед дефолтом 1998 года, а с профицитом, благодаря которому «на черный день» накопили Стабфонд размером в $127,5 млрд. Резервы же нашего Центробанка в размере $420 млрд сейчас третьи по величине в мире. Напомним, на момент августовского кризиса 1998-го они насчитывали лишь $10 млрд.

Тогда, в 1998-м дефолт случился не из-за азиатского финансового кризиса, а потому, что российская экономика была тогда очень слаба. Сейчас же положительная динамика многих экономических показателей в России, опережает развитые страны Запада. Это дает уверенность в продолжении успешного развития, несмотря на тревожные сигналы с мировых рынков.

Впрочем, надо понимать, что и Стабфонд, и резервы Центробанка - лишь «подушки безопасности» на самый крайний случай, которые не могут полностью нивелировать текущий мировой негатив. А он заключается в том, что сейчас уже не наше государство, а частные компании и банки заняли много денег за границей. С ухудшением мировой конъюнктуры перезанимать их станет намного труднее.

Кроме того, не стоит путать государственный дефолт со своим личным. Его вероятность никто никогда отменить не сможет. К примеру, из-за мировых тенденций надежды на снижение процентов по ипотеке откладываются на неопределенное будущее. По каким-то причинам может обанкротиться отдельный банк или страховщик, которым вы доверили свои деньги. Финансовые риски будут всегда.