Туристы не приезжают в Россию, не застраховавшись

На модерации Отложенный

Мартина - темноволосая худощавая девушка лет 30 из Швейцарии - давно мечтала приехать в Россию. «Санкт-Петербург - это же Достоевский, Петр I, Эрмитаж, - перечисляет Мартина на ломаном русском, - ну и конечно, карманники». О воришках Мартине рассказал ее брат, у которого в 2004 г. на Невском проспекте из сумки вытащили деньги и документы. Другого знакомого Мартины избили в подземном переходе в центре города. Эти рассказы так напугали Мартину, что она долго не могла решиться купить тур в Питер. Но этим летом от друзей, живущих в Санкт-Петербурге, Мартина узнала, что иностранных туристов теперь защищает специальное подразделение милиции, и решила, что если это и не гарантирует ей безопасность, то по крайней мере может стать неплохим поводом побороться со своими страхами.

О том, что двум российским столицам необходимо создать так называемую туристическую милицию, говорят уже много лет. Безопасность - а точнее, ее отсутствие - одна из главных причин, по которым интуристы стараются объезжать нашу страну стороной. Москва и Питер уже много лет подряд занимают верхние строчки в «хит-парадах» самых опасных городов мира, соседствуя, например, со столицей Того Ломе. На Всемирном экономическом форуме в Давосе в этом году был обнародован ежегодный рейтинг конкурентоспособности 130 стран в сфере туризма: по безопасности мы занимаем 127-е место. Международная организация World Economic Forum поставила Россию на 120-е место из 124 возможных за «ненадежную работу правоохранительных органов».

Отдельной статистики преступлений против иностранных туристов в России не ведется. По данным МВД, вообще против иностранцев - включая студентов, экспатов и гастарбайтеров - в прошлом году было совершенно около 16 000 правонарушений, и это примерно на 10% больше, чем за 2006-й. По информации министерства, половина всех преступлений приходится на Москву и еще около 20% на приграничные области - Приморский и Хабаровский края, Смоленскую и Ростовскую области и Санкт-Петербург. Приехавших отдохнуть и развлечься отдельно считают только в Питере: по данным местного ГУВД, за 6 месяцев 2008 г. здесь совершили 97 преступлений против интуристов, за аналогичный период прошлого года - 121.

Даже при том что вся эта статистика достаточно условна (ведь не все туристы, особенно приехавшие лишь на несколько дней, сообщают о кражах или мелких происшествиях), пусть и незначительное, но всё же снижение показателей дает возможность местному ГУВД рапортовать об улучшении дел. Мол, всё это результат активной работы: милиционеры готовят специальные памятки для туристов, которые распространяются через консульства; введена англоязычная версия телефонной службы «02».

Весной этого года на расширенной коллегии ГУВД по Петербургу и Ленинградской области было решено создать специальный батальон патрульно-постовой службы, призванный обеспечивать туристическую безопасность. Подобные подразделения существуют практически во всех популярных туристических регионах: в Европе, Турции, Египте, ОАЭ, Шри-Ланке, Бразилии. Все они работают по приблизительно одинаковой схеме: в первую очередь туристическая милиция должна патрулировать зоны риска в центральных районах города. В случае если к милиционерам обращаются потерпевшие иностранцы, протокол оформляют прямо на месте, и туристам не нужно отправляться в отделение. Подготовленный милиционер готов дать иностранцу краткую справку о том или ином памятнике или указать короткую дорогу в музей. Кроме того, по словам пресс-секретаря ГУВД Петербурга Вячеслава Степченко, патрульные выполняют имиджевую функцию - «украшают собой город и создают атмосферу безопасности».

Изначально был план набирать в «элитное подразделение» милиционеров со знанием иностранных языков - желательно сразу нескольких. Не получилось: даже Степченко не скрывает, что «знание иностранных языков предоставляет возможность реализовать себя в коммерческой сфере». Так что из 50 сотрудников туристической милиции даже английским владеют единицы. Поэтому милиционеры работают вместе с переводчиками - сотрудниками справочно-информационной службы «Ангелы». Дежурят вчетвером: две симпатичные студентки иняза и два милиционера.

Сейчас туристические посты милиции расположены по всему Невскому проспекту, около Летнего сада и на Дворцовой площади.

В ближайшем будущем туристическая милиция начнет патрулировать реки и каналы города.

По словам сотрудника «туристического батальона» Данилы Оруджева, площадь около станции метро «Гостиный двор» - одно из самых удобных мест для совершения преступлений. Толпа народа в любое время суток, преимущественно иностранцы. Его напарница Ирина Морозова рассказывает, что до недавнего времени выйти без потерь с Невского было практически невозможно: «У меня самой несколько раз кошелек вынимали».

Правда, за четыре часа нашего дежурства вместе с сотрудниками милиции никаких происшествий так и не случилось. «Это нормально, - комментирует Данила. - Наша основная задача - профилактика. Стоим тут, ходим туда-сюда, чтобы преступники боялись, а иностранные граждане (да и наши, конечно, тоже) чувствовали себя в безопасности».

Неожиданно к милиционеру подходит явно нервничающая худенькая женщина (как выяснилось, англичанка) и спрашивает, как ей найти парк Екатерины. Данила отвечает по-английски, вполне бегло и уверенно. Улыбаясь через каждое слово.

Лора, 30-летняя англичанка, которая в третий раз приезжает в Петербург, заметила, что милиционеров на улицах стало больше. «Это придает уверенности, и они как-то симпатичнее стали, - хихикает девушка. - Хотя, конечно, не такие симпатичные, как во Франции».

Данила и Ирина одеты в серую униформу, похожую на ту, которую носят омоновцы. «Форма у нас отпугивающая, карман зачем-то для ножей. Зачем в работе с иностранными туристами ножи?» - недоумевает Данила. Но он действительно выглядит, как герой сериала о доблестных сотрудниках правоохранительных органов: симпатичный блондин с волевым подбородком и честным взглядом.

«Тренингов вежливости с нами не проводили, но каждое утро напоминают о вежливом и корректном обращении с гражданами, - докладывает Данила и с гордостью продолжает: - Такие вот мы вежливые! Даже таджики удивляются, как корректно мы с ними себя ведем. А как по-другому? Мы же в центре города работаем - на нас иностранцы смотрят».

По словам Олега Лосева, оперативного сотрудника, работающего в подразделении, которое занимается раскрытием преступлений, связанных с иностранными гражданами, тяжких преступлений против иностранных туристов сейчас практически не совершается. Мелкое мошенничество, карманные кражи, кражи оставленных без присмотра вещей (почему-то на это «попадаются» в основном японцы и китайцы), реже - разбойные нападения. Из 97 преступлений этого года 59 - карманные кражи.

По словам Лосева, чаще всего жертвами становятся жители маленьких европейских городов, не адаптированные к суровым реалиям мегаполиса. «Приезжает такой наивный Ганс из какого-нибудь Висбадена, потрясенный красотами и размахом нашего города, напивается, - артистично декламирует Олег. - Знакомится с местными жителями и удивительным образом оказывается ночью в забегаловке “Кура-гриль” на окраине Питера. А просыпается утром под забором и без дорогой видеокамеры и мобильника». Лосев многозначительно улыбается: «Странно иногда ведут себя иностранные туристы».

Одна история среди оперативников стала уже притчей во языцех. Пожилой гражданин из Финляндии приехал в Петербург на велосипеде, разбил палатку в заброшенном парке на окраине города - излюбленном месте питерских маргиналов - и решил там заночевать. Ночью на него напали бомжи. Побили, отняли деньги и новый велосипед. «Не, ну нормальный человек?» - не перестает удивляться милиционер.

Еще больше милиционеров удивляет то, что иностранцы, ставшие жертвами преступлений, как-то не особенно сильно из-за этого переживают. С 32-летним Пьером Ивом, специалистом по антиквариату из Франции, мы познакомились около Дворцовой площади. Он шел с расстегнутой сумкой, из которой торчал фотоаппарат. На вопрос, не опасается ли он питерских воров, Пьер Ив ответил, что перед отъездом в «такие страны, как Россия», он всегда покупает страховку и в случае кражи ему выплатят деньги.

«Мне, если честно, всё равно, есть ли здесь специальная туристическая полиция или нет. Нормальный турист не поедет в Россию без страховки, - повторяет Пьер. - Дураков нет». Он уходит, так и не закрыв сумку.