Подвиг русской армии рублями не измеришь

На модерации Отложенный

Специалисты независимого Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) попытались дать общие характеристики экономических потерь России в войне. По их оценкам, «пятидневная война» обошлась России в 12,5 миллиарда рублей. На самом деле объективно оценить ущерб невозможно. Хотя бы потому, что нельзя перевести в рубли гибель солдат и мирного населения.

Директор ЦАСТ Руслан Пухов в интервью «Независимой газете» объяснил методики подсчета. «По самым приблизительным оценкам, которые будут уточнены при появлении всех необходимых данных, на сегодняшний день расходы России на войну в Южной Осетии составили 2,5 миллиарда рублей в сутки», - пишет издание. Расчеты велись в координатах расходов, которые учитывают статьи реальных затрат. Сюда входят стоимость вылета одного самолета или вертолета, эксплуатация танка, боевой машины пехоты или корабля в течение суток, а также затраты на горюче-смазочные материалы (ГСМ) и их доставку в районы боевых действий. А также расходы на переброски воинских контингентов, общая численность которых, по некоторым оценкам, составляла не менее 30 тысяч человек. В существующие оценки не включена стоимость уничтоженной или поврежденной боевой техники российской армии. Эксперты Центра не смогли сделать никаких выкладок, поскольку обобщенные данные об этих потерях Минобороны пока не представило.

На данный момент известно, что в ходе боевых действий было сбито три российских штурмовика Су-25 и один стратегический бомбардировщик Ту-22М3. По самым общим подсчетам, только стоимость этих потерянных самолетов составляет более 2,5 миллиарда рублей.

Помимо этого, предстоят дополнительные боевые выплаты личному составу, а также выделение денежной помощи семьям погибших и раненых военнослужащих.

Однако это, естественно, не единственные расходы. Известно, что на восстановление объектов в Цхинвале и других элементов инфраструктуры Южной Осетии в 2009 году Россия планирует выделить 10 миллиардов рублей. А уже в этом году потребуются затраты не меньше 3 миллиардов рублей. Таким образом, на ликвидацию последствий агрессии Грузии из федерального бюджета будет израсходовано как минимум еще 13 миллиардов рублей, или более $500 млн. То есть пока экономические потери России (вместе с расходами на восстановление) составляют, повторимся, очень приблизительно, порядка 25 миллиардов рублей, или $1 млрд.

Чуть ранее специалист по экономике кавказских государств с факультета мировой политики ВШЭ Андрей Суздальцев в интервью газете «Ведомости» попытался оценить ущерб, нанесенный грузинской стороне. По его мнению, ущерб на самом деле не слишком велик. «Самое важное и дорогое в грузинской инфраструктуре - это мосты, а наша армия, насколько я знаю, ни единого моста не разрушила», - сказал он.

Все транспортные артерии, мосты и туннели, по его словам, в сохранности и нормально функционируют, что крайне важно для экономики этой горной страны. Разрушения военной и гражданской инфраструктуры, конечно, есть, считает Суздальцев, но вряд ли общий размер потерь превышает $500-600 млн. По оценке специалистов Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), война обошлась Грузии примерно в $200 млн за сутки. Таким образом, общий размер потерь Тбилиси оценивают примерно в $800 млн.

Заметим, что эксперты могут оперировать какими угодно цифрами, но к реальности они будут иметь очень приблизительное отношение.

Например, Грузия еще в 2006 году создала комиссию по подсчету ущерба от абхазского и южноосетинского конфликтов 90-х годов прошлого века. Итоговая сумма - $15 млрд, которые, по мнению грузинской стороны, должны были выплатить не Абхазия с Осетией, которые Грузия продолжает считать составными частями своей территории, а Россия, которая до позапрошлой недели напрямую с Грузией не воевала. Можно только гадать, какой счет Грузия предъявит России теперь, после событий в Южной Осетии.

Насколько близка к реальности опубликованная в СМИ оценка ущерба? На вопрос обозревателя КМ.RU ответил генерал-майор в отставке, эксперт Госдумы и Совета Федерации по безопасности Леонид Шершнев:

- Я вообще испытываю негативное отношение к такому подходу. Это расчеты фактически на крови. Как можно подсчитать реальные потери? В какую сумму оценить 64 погибших российских солдата? Сколько стоят жизни полторы тысячи осетин?

Мне кажется, такие подсчеты имеют своей целью принизить смысл нашей военной акции. Наша армия совершила реальный подвиг. Мне лично оскорбительно видеть, когда подвиг оценивают в рублях, да еще этим занимаются неспециалисты. Наверное, указанные 12,5 миллиарда рублей близки к реальности. Для сравнения, один день войны США в Ираке стоил от 1 до 5 миллиардов долларов. Конечно, наши расходы несопоставимы с американскими. Думаю, что Министерство обороны позже произведет свои расчеты.

Но, повторюсь, я бы не публиковал такую информацию в СМИ. Это оскорбительно по отношению к памяти погибших людей.

Зачем пугать или удивлять читателей этими миллиардами? Как человек, далекий от военной службы, может понять – много это или мало?

Смысл этой войны заключался в противостоянии агрессорским действиям Грузии. А журналисты из идейной плоскости перевели все в рубли. Они бы еще оценили, сколько стоит труп солдата.

Н.Сергеева