Европа объединяется против «Газпрома» для переговоров по ценам на российский газ

На модерации Отложенный

Литва рассчитывает, что если вести переговоры с «Газпромом» о цене на газ не на двусторонней основе, а вместе с другими государствами ЕС, то удастся договориться о более щадящем повышении цены, которое грядет в 2008 году. На такое ухищрение литовская сторона думает пойти, опасаясь значительного повышения цены на газ с начала будущего года. Другие страны Евросоюза пока не хотят поддержать прибалтийское государство, однако инициативу могут поддержать страны-транзитеры российского газа — Украина и Белоруссия.

Вести переговоры о повышении цены на газ для государств Балтии «Газпром» начнет в сентябре, передал Bloomberg со ссылкой на слова официального представителя российской монополии Сергея Куприянова. Судя по вчерашним заявлениям премьер-министра Литвы Гядиминаса Киркиласа, это государство обеспокоено размером предстоящего повышения. Г-н Киркилас сообщил, что в правительство пока не поступила официальная информация о новых ценах, но поступившая неофициальная информация вызывает тревогу. Местные СМИ накануне со ссылками на импортирующие газ компании сообщали, что с начала 2008 года поставляемый «Газпромом» газ в Литву может подорожать до 280 долл. за 1 тыс. куб. м, или на 40%.

Чтобы выторговать для своей страны не слишком жесткие условия по ценам на газ, литовский премьер допускает возможность договариваться с «Газпромом» о ценах на газ не на двусторонней основе, а вместе с другими государствами ЕС. «Имеем возможность включить в переговоры и другие страны Европейского союза, так как такие цены грозят не только нам — одной Литве договариваться было бы нелегко», — отметил глава правительства в интервью радио Ziniu Radijas.

В «Газпроме» комментировать заявление г-на Киркиласа не стали. В свою очередь советник премьер-министра Латвии Арно Пяткинс считает, что инициатива литовского премьера не имеет больших шансов. В частности, по его словам, в Латвии, так же как и в других странах, поставки газа осуществляют частные компании, в данном случае Latvijas Gaze, которую связывают с «Газпромом» договорные отношения. «Мы не видим рычагов, которые могли бы повлиять на переговоры и их контрактные условия», — отметил он.

В Западной Европе пока не готовы брать на себя инициативу и идти в прямое противостояние с «Газпромом». По словам официального представителя Еврокомиссии по энергетике Феррана Тарраделласа, принцип переговоров по газовым ценам заключается в том, что они должны происходить между компаниями, а не между правительствами. Он добавил, что в Еврокомиссии очень внимательно следят за изменениями газовых цен для Литвы, но последнее заявление премьер-министра страны пока прокомментировать не могут. Источник, близкий к E.ON Ruhrgas (Германия является крупнейшим экспортером россий­ского газа), отметил, что, «несмотря на то что европейские концерны подчиняются общеевропейскому законодательству, цены на газ не зависят от политической воли отдельных чиновников, а регулируются контрактами с поставщиками».

«Позиция Литвы понятна, — отметил РБК daily заместитель исполнительного директора Центра глобальных энергетических исследований (CGES) Лео Дроллас. — После того что произошло с Белоруссией в этом году и ранее с Украиной, во многих странах этого региона появилось беспокойство относительного того, что цены будут увеличены сверх ожиданий. Но участие ЕС в обсуждении цены на газ для конкретной страны-члена маловероятно, так как такое ранее не происходило. Если такое случится, определенно это будет новым поворотом».

Между тем Еврокомиссия по-своему хочет застраховать Старый Свет от усиления «Газпрома». Европейские чиновники изучают возможность принятия мер для защиты европейских энергетических фирм от российских компаний, сообщает газета FT Deutschland со ссылкой на внутренний документ ЕК. Рассматривается возможность введения мер, которые бы закрепили право вето в отношении иностранных инвесторов или принятие оговорки о взаимодействии, позволяющая предотвратить инвестиции со стороны государств, имеющих враждебные цели в отношении компаний ЕС. В соответствии с третьим вариантом, ЕС может объявить сектор электроэнергетики стратегическим и закрытым для внешних инвесторов, сообщает Reuters.