The New York Times: Американец возмущен притязаниями России на полярное дно

На модерации Отложенный В августе прошлого года команда российских ученых и парламентариев отправилась на Северный полюс и сквозь дрейфующие льды спустилась на океанское дно, преодолев в кромешной тьме более двух миль.

Там исследователи установили российский флаг и, выбравшись на поверхность, объявили, что результаты этой экспедиции подкрепляют притязания Москвы почти на половину дна Северного Ледовитого океана. Шумиха, поднятая после этого в прессе, вновь разожгла споры вокруг территориальных претензий.

Но если вы думаете, что это все, то ошибаетесь. Герои момента не упомянули о том, что идея погружения принадлежит американцам.

Семидесятипятилетний бывший подводник Альфред Макларен (Alfred S. McLaren) хотел бы разъяснить недоразумение и, как он говорит, 'ознакомить Кремль с реалиями' новейшей истории и международного права.

Доктор Макларен, выдающийся исследователь Арктики, проработавший подо льдом в общей сложности около года, говорит, что он разработал план полярного погружения и не раз делился плодами своих трудов с русскими и их партнерами - это заявление он подтверждает многочисленными сообщениями электронной почты и документами.

В свою очередь, русские признают, что Макларен является главным автором идеи погружения. Но они говорят, что он не принимал участия в непосредственном планировании и логистике экспедиции.

План доктора Макларена был основан на данных федеральных ведомств, занимающихся полярными исследованиями, и в нем предписывалось использование конкретных датчиков и методов для безопасного возвращения.

'Я расписал процедуру погружения', - заявил он в интервью. Русские, по его словам, 'перешли к территориальным притязаниям'.

Это мнение подтверждает Дон Уолш (Don Walsh), пионер глубоководного погружения, работавший с русскими в рамках арктической программы.

Как написал по электронной почте доктор Уолш, участники погружения не 'вынашивали первоначальный замысел, не разрабатывали оперативный план и не платили за него', потому что счет был оплачен богатыми туристами.

'Уверен, - добавляет он, - что этот пример обретения славы путем воровства станет легендой в истории исследований'.

Русские говорят, что они почерпнули очень мало или вообще ничего. 'Разговорам грош цена, - заявил в интервью научный руководитель экспедиции Анатолий Сагалевич. - Но реальная экспедиция - совсем другое дело'.

Президент России Владимир Путин высоко оценил сделанное полярниками: он лично приветствовал их по возвращении, а в январе объявил, что Сагалевичу и еще двум членам команды будет присвоено высшее почетное звание - Героя Российской Федерации .

Впервые доктор Макларен увидел русских сквозь перископ. Будучи подводником, он в годы 'холодной войны' провел более 20 секретных миссий, в основном, на атомных ударных субмаринах.

Трижды он проплывал под полярными льдами, оценивая их толщину, исследуя темные арктические воды и составляя карты неровного океанического дна при помощи эхолота. Важной целью было нахождение безопасных маршрутов для подводных лодок вблизи советского побережья на тот случай, если бы 'холодная' война стала 'горячей'. Всего под полярным льдом он провел около года.

В 1972 г. он был награжден медалью 'За отличную службу', самой высокой наградой для военных в мирное время.

Он ушел в отставку в 1981 г., а в 1986 г. защитил диссертацию о полярных исследованиях в Колорадском университете.

По окончании 'холодной войны' доктор Макларен начал работать с бывшими противниками, читая лекции на борту российских ледоколов, которые возили туристов на Северный полюс. Это происходило не раз в 1996-2000 гг., когда он был президентом Клуба исследователей.

Идея полярного погружения возникла в 1997 г., когда тележурналист Джек Макдональд (Jack McDonald) спросил доктора Макларена во время ужина, бывал ли кто-нибудь когда-нибудь на дне. Они решили вдвоем изучить эту возможность.

'У нас на это ушло немало времени', - вспоминает Макдональд, планировавший снять документальный фильм.

Они планировали совершить погружение в глубоководном аппарате - небольшой и высокопрочной сферической кабине, в которой обычно помещаются оператор и два наблюдателя. Они могут смотреть наружу через небольшие иллюминаторы, спроектированные так, чтобы выдерживать гигантское давление. Обычно на погружение уходит целый день: погружение и подъем требуют несколько часов.

В том же 1997 году план доктора Макларена вызвал интерес у Майка Макдауэлла (Mike McDowell), организатора приключенческих туров, в том числе, в Арктике. В следующем году к ним присоединился доктор Сагалевич, командующий двумя российскими глубоководными аппаратами 'Мир'.

В 1999 г. они втроем начали совершать погружения на 'Мирах' к разрушающимся останкам 'Титаника' и 'Бисмарка'. Эти экспедиции считались тренировкой перед погружением на полюсе. Всего доктор Макларен совершил в этих тесных аппаратах пять погружений.


В 2001 году доктор Макларен составил для доктора Сагалевича план полярного погружения. Основываясь на данных полярных исследований, накопленных федеральными службами за несколько десятилетий, он предоставил ему информацию по средней толщине льда (около 8 футов), глубине океана (около 2,6 миль) и солености придонных вод (34-36 промилле).

Кроме того, план содержал предупреждение о том, что 'остроконечные подводные утесы и отроги' опасны для глубоководных аппаратов.

В этом документе объемом в семь страниц обращалось особое внимание на то, что 'Миры' при возвращении должны найти полынью, через которую они проникли на дно Северного Ледовитого океана, и не оказаться в ловушке под толстым ледяным покровом. Его авторы призывали установить специальные датчики, направленные вверх.

'Спасибо за ваши рекомендации', - написал Сагалевич по электронной почте, получив план.

Несколько лет нью-йоркский Клуб исследователей рекламировал погружения на Северном полюсе среди любителей приключенческого туризма.

За каюту предлагалось заплатить 16 000 долларов, а за каюту класса люкс - 21 000 долларов. Само погружение под полярные льды обошлось бы туристу в дополнительные 50 000 долларов. Несмотря на то, что идея вызвала живой интерес, ни один тур так и не состоялся.

К 2005 году план рухнул. В гневной переписке по электронной почте доктор Макларен обвинял туроператора Макдауэлла в том, что последний неожиданно исключил его из списка участников полярного погружения и ушел от обязательств, которые могли бы способствовать привлечению средств.

'Вы не удосужились ответить ни на одно из моих сообщений', - писал он.

В свою очередь, Макдауэлл обвинил доктора Макларена в том, что он не смог найти спонсоров, и назвал его отстранение от проекта необходимой мерой, поскольку расходы росли, и нужно было привлечь больше туристов с толстыми кошельками.

'Я делаю всю работу и несу весь финансовый риск', - добавил он.

Доктор Уолш, работавший с обоими, связывает разрыв с личностными конфликтами между Маклареном и Макдауэллом. 'Начальников у нас было более, чем достаточно, нам не хватало рядовых бойцов', - сказал он.

Еще одним фактором был Кремль, стремившийся вновь продемонстрировать свою геополитическую мощь. Он взял проект под свой контроль. 2 августа 2007 года доктор Сагалевич и Макдауэлл спустились на дно, взяв с собой двух парламентариев из Москвы.

Полярное погружение было одновременно и рекламным трюком и символическим жестом, призванным укрепить спорные притязания Кремля почти на половину арктического дна. О нем заговорили во всем мире, причем особо подчеркивалась вновь обретенная самоуверенность Москвы. 'Кому принадлежит Арктика?' - вопрошал журнал Time в заголовке главной статьи номера.

После погружения многие государства активизировали свои притязания. Дания составила карты арктического региона. США организовали экспедицию на полюс. Канада сообщила о планах создания военной базы в Арктике.

'Первый принцип суверенитета в Арктике, - сказал премьер-министр Канады Стивен Харпер в своем растиражированном заявлении, - гласит: пользуйтесь им или прощайтесь с ним'.

Эффект, вызванный экспедицией, привел доктора Макларена в негодование. Теперь он осмеивает территориальные претензии России, называя их не только беспочвенными, но и мошенническими, поскольку его вклад не получил признания. Однако он говорит, что не таит обиды на участников экспедиции на 'Мире'.

В свою очередь, Макдауэлл решительно отрицает за собой какую-либо вину и говорит, что помощь Макларена, в чем бы она ни состояла, была несущественной для то, что совершили русские.

'Его утверждения - полная чепуха, - сообщил Макдауэлл из Австралии, где он живет. - Он так разозлился потому, что хотел оказаться первым на полюсе. Ну что ж, вышло по-другому'.

Доктор Сагалевич подтвердил, что замысел полярного погружения возник на Западе, но заявил, что он и его команда с 1998 года разрабатывали план, не пользуясь рекомендациями доктора Макларена.

'Фред был очень далек от собственно плана погружения, - говорит он. - Он не знает техническую сторону дела. Он не понимает устройство глубоководного аппарата'.

Возможно, скандал произойдет 15 марта, когда Клуб исследователей проведет свой ежегодный ужин в отеле Waldorf-Astoria. На него соберутся все, кто планировал и осуществил погружение, а доктору Сагалевичу будет вручена награда за выдающиеся достижения в океанологии.

Это будет радостный и горький момент для доктора Макларена, который, будучи президентом клуба, помог вступить в него доктору Сагалевичу и Макдауэллу.

На ужине команда российских исследователей увенчает свой триумф, вернув клубу его флаг, с которым она погружалась на полярное дно.

Доктор Макларен заявил, что он намерен присутствовать на ужине, но в момент передачи флага, возможно, выйдет из зала.