Мировой рынок дает шанс на снижение инфляции

На модерации Отложенный

Цены на основные продовольственные товары в мире стабилизировались, а на основные сырьевые товары — пшеницу и сахар — продолжили активное снижение. Вчера мягкая продовольственная пшеница подешевела до $279 за тонну, войдя в ценовой коридор, обозначенный 12 мая Минсельхозом РФ. Отчасти это следствие усилий стран-экспортеров, которые с февраля этого года ведут "игру на понижение". Таким образом, мировая конъюнктура дает правительству России дополнительный шанс в борьбе с инфляцией.

Вчера цены на мягкую продовольственную пшеницу на Чикагской товарно-сырьевой бирже упали до рекордной с начала года отметки $279,34 за тонну. С середины февраля, на который пришелся основной пик цен на зерно ($470,3 за тонну), падение составило 40,6%. Аналогичные тенденции наблюдаются и по другим продовольственным товарам (см. график). Июльские фьючерсы на сахар на ICE Futures за день подешевели на 0,11 цента, или 1%, до 11,05 цента за фунт. Ранее стоимость сахара падала до 10,85 цента, самой низкой отметки с 3 января. На рынке апельсинового сока фьючерсы также снизились в цене. Июльские контракты подешевели на 0,7 цента, или 0,6%, до $1,12 за фунт. За год фьючерсы на апельсиновый сок упали в цене на 34%. А Всемирная организация по продовольствию при ООН (FAO) вчера распространила сообщение, что рассчитываемый ею индекс цен на продовольствие впервые за последние 15 месяцев снизился. Впрочем, не слишком сильно — с 217 пунктов в марте до 216,7 пункта в апреле.

Эксперты уверены, что снижение цен — прямое следствие "игры на понижение", начатой правительствами основных стран-экспортеров, в том числе России и США. "Влияние заявлений чиновников сельхозведомств двух стран на мировые цены очевидно,— говорит аналитик "Совлинка" Павел Жаворонков.— Объявление России о введении запретительных экспортных пошлин вкупе с появлением аналитических отчетов Минсельхоза США о низких переходящих запасах зерновых во всем мире привело к резкому скачку мировых цен на пшеницу. После чего обе стороны начали последовательную игру на понижение". В конце марта на зерновом саммите в Шарм-эш-Шейхе (Египет) российская сторона заявляет, что цены на зерно нового урожая будут не выше $350 за тонну. По словам эксперта, это немедленно отразилось на ценах на мировом рынке, которые упали до этой отметки. Далее минсельхоз США прогнозирует рекордный рост производства пшеницы в мире: он должен быть на 50 млн тонн выше уровня 2007 года (606 млн тонн). Кроме того, в США был распространен ряд докладов, призывающих пересмотреть политику стимулирования производства биотоплива, с тем чтобы увеличить предложение продовольственного зерна.



Тем временем в России 12 мая на совместном брифинге директора департамента регулирования продовольственного рынка Минсельхоза Сергея Сухова и главы Российского зернового союза Аркадия Злочевского дается новый ценовой диапазон стоимости зерна нового урожая в пределах $250-280 за тонну, а также прогноз урожая в 85-87 млн тонн против 81,7 млн тонн, собранных Россией в прошлом году. "А уже сегодня цены в Чикаго вошли в объявленный ценовой коридор",— констатирует Павел Жаворонков. "Фактически урожай в 85-87 млн тонн означает увеличение экспортного потенциала России еще на 5-6 млн тонн (в прошлом году было экспортировано 13,6 млн тонн.— "Ъ")",— отмечает директор по маркетингу МЗК Николай Демьянов.

"Безусловно, Минсельхоз на фоне непрекращающейся борьбы с ростом инфляции и цен на продовольствие заинтересован в сдерживании цен как на внутреннем, так и на мировом зерновом рынке,— говорит исполнительный директор "Совэкона" Андрей Сизов.— В июне кончается срок действия запретительных пошлин на импорт зерна из России, и цены на мировом рынке опять будут оказывать непосредственное влияние на внутренние цены". По мнению эксперта, в этом году Минсельхозу придется лавировать между интересами экспорта и внутреннего рынка. "С одной стороны, ему необходимо поддерживать приемлемые цены для производителей зерна, чтобы они не теряли интереса к его производству, с другой — ограничивать их, чтобы они не подпитывали инфляцию и не били по животноводству",— рассуждает Андрей Сизов.

У снижения цен на продовольствие могут быть и фундаментальные причины — рост цен на агропродукцию стимулирует рост посевных площадей и увеличение производства. Если это так, то "игра на понижение" может привести не только к кратковременному эффекту, а тренд на снижение цен на еду — оказаться устойчивым. Тем самым правительству Владимира Путина может повезти — задача снижения инфляции (в ней сейчас очень высокую долю имеет рост цен на продовольствие) будет решаться благодаря не только принимаемым мерам по борьбе с ростом цен, но и мировой конъюнктуре. В прошлом похожим способом уже была решена проблема увеличения бюджетных доходов — цены на нефть на мировом рынке выросли независимо от действий правительства России.