Косовский албанец Беджет Паколли, связанный с коррупционным скандалом в Кремле, хочет стать премьером Косово

На модерации Отложенный

Самый богатый косовский албанец Беджет Паколли, состояние которого оценивается в 400 миллионов евро, раньше всех остальных в Косово начал предвыборную борьбу. Паколли хочет стать премьер-министром Косово, где 17 ноября пройдут парламентские выборы, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на FP. Впервые имя Паколли всплыло весной 1999 года, когда речь шла о коррупционном скандале в Кремле, следы которого вели в Швейцарию.

"Я преуспел в бизнесе, дайте мне шанс в политике", - заявил в интервью руководитель швейцарской фирмы Mabetex, занимавшейся реставрацией Московского Кремля. Паколли убежден, что знает решение экономических проблем края.

С 1999 года край Косово, формально остающийся частью территории Сербии, находится под управлением ООН. Переговоры об окончательном статусе края между Белградом и Приштиной, продолжавшиеся в Вене при международном посредничестве в течение 2006 года, к договоренности не привели, так как руководство Косово настаивает на независимости, а власти Сербии с этим категорически не согласны.

По мнению Паколии, с момента окончания конфликта в 1998-1999 годах "никто не находится на своем месте, никто не хочет брать на себя ответственность". Паколли выступает за реформу политической системы Косово. Он считает, что президент края должен иметь такую же безграничную власть, какой обладает глава семейства в албанских семьях. "Президент должен избираться народом и иметь полномочия вводить санкции", - считает Паколли.

"Альянсу за новое Косово", которым руководит предприниматель, на предстоящих парламентских выборах пророчат третье место: согласно опросам он может получить до 13% голосов.

17 ноября в Косово и Метохии пройдут парламентские выборы, которые станут пятыми по счету с 1999 года, когда в южной сербской провинции было введено международное управление. Албанское население края составляет около 2 миллионов человек. Сербов на данный момент насчитывается не более 100 тысяч. Сербы приняли решение бойкотировать выборы 17 ноября.

"Сотрудничество" Паколли с Кремлем

Впервые имя Паколли всплыло в СМИ весной 1999 года. Речь тогда шла о коррупционном скандале в Кремле, следы которого вели в Швейцарию. Главным действующим лицом со стороны Москвы был бывший управделами президента РФ, ныне Госсекретарь Союза России и Белоруссии Павел Бородин, а также президент Борис Ельцин и члены его семьи. В качестве их оппонента выступал генеральный прокурор РФ Юрий Скуратов.

К "делу Бородина" оказался причастен и бывший генпрокурор Владимир Устинов. В 2000 году телекомпания НТВ показала сюжет о том, что Устинов получил от фигуранта уголовного дела Mabetex Павла Бородина через Управделами президента квартиру стоимостью более 400 тысяч долларов, хотя Генпрокуратура не входит в список организаций, которых Управделами президента обеспечивает жильем. Налоги за эту квартиру прокурором не были уплачены.

Как пишет сегодня Frankfurter Allgemeine, основную роль второго плана в этом деле сыграл в то время почти никому не известный и незаметный талантливый актер из Санкт-Петербурга, некто Владимир Путин, который тогда возглавлял ФСБ. Главная же женская роль досталась Карле дель Понте - сегодняшнему главному обвинителю Гаагского трибунала по бывшей Югославии, в то время генеральному прокурору Швейцарии.

Где-то посередине скандала на сцене появляется Паколли, занимавшийся строительным бизнесом выходец из Косово с швейцарским паспортом, группа компаний которого Mabetex и дала название всей афере.

Тогда Mabetex подозревалась в том, что она с начала 1990-х годов получала крупные государственные заказы, давая взятки ближнему кругу президента Ельцина. (Полный текст на сайте InoPressa.ru).

Паколли называл все выдвинутые против него обвинения клеветой, однако тот факт, что возникшая в 1990 году группа Mabetex разбогатела только благодаря бизнесу в анархической России 1990-х, предприниматель не оспаривает. "После успешной реализации первых договоров в Центральной России компания Mabetex Project Engineering была приглашена для строительства фабрики по выпуску детских сухих смесей в сибирской республике Саха", – говорится в истории компании.

Детскими смесями дело не ограничилось. Далее последовали договоры о реконструкции многочисленных резиденций российского президента и крупный заказ на кремлевские здания. Многие полагали тогда, что Паколли наладил контакты с московскими власть имущими через Борислава Милошевича, брата президента Югославии, который был послом в Москве. Паколли опровергает это утверждение: "Я вообще не знаком с этим человеком. Совершенно. В России я был задолго до Милошевича, уже в 1979 году. Тогда я и познакомился с Борисом Ельциным".

При помощи Милошевича или без таковой – в какой-то момент российскую генпрокуратуру заинтересовал вопрос, почему именно Mabetex так часто получает заказы от Кремля. Кремль сопротивлялся следствию и вынудил генпрокурора Скуратова в феврале 1999 года уйти "в отставку по состоянию здоровья". Но Скуратов успел наладить взаимодействие с Карлой дель Понте, которая в конце марта 1999 года прибыла в Москву для переговоров и заявила о своей поддержке следствия. Но вскоре после этого защищаться пришлось самому Скуратову.

По российским телеканалам была показана видеозапись, на которой генеральный прокурор был запечатлен в обществе двух проституток. Путин проверил съемку "обнаженки" на подлинность и заявил, что она настоящая. Сразу же московская прокуратура начала следствие, так как, по некоторым данным, услуги проституток для Скуратова оплачивал некий представитель преступного сообщества, уголовное дело которого Скуратов якобы обещал закрыть.

Однако следствие по делу Mabetex продолжалось. В августе 1999 года прокуратура кантона Тессин сообщила, что Ельцин и лица из его окружения подозреваются в получении денег от Mabetex в обмен на право получать заказы на сумму в 330 млн долларов. Однако в апреле 2000 года, когда с приходом президента Путина в России ветер переменился, Кремль добился отставки Скуратова и с тех пор старания прокуроров были поставлены в "кристально чистые" рамки. Детали дела Mabetex так и остались невыясненными.

Контакты Паколли с Кремлем сошли на нет с тех пор, как туда въехал преемник Ельцина Путин. Еще в марте прошлого года Паколли уверенно заявил в интервью косовской газете Zeri, что Россия не будет препятствовать Косово на его пути к независимости – ошибочно, как выяснилось позднее. Сегодня Паколли признает, что позиция Россия действительно представляет для Косово проблему. "Но я думаю, что в конце концов я окажусь прав. Россия уступит. И Косово обретет независимость", – уверяет, пожалуй, самый богатый албанец в мире.

Паколли сегодня не любит, когда его спрашивают о событиях того времени. Он уже давно играет другую роль.