Стратегия «Умная сила» поможет улучшить имидж США в мире

На модерации Отложенный

В американский конгресс представлена стратегия, в которой впервые для улучшения имиджа и лидирующих позиций США в мире предложена концепция использования «умной силы» (smart power) — сочетания «жесткой» военной и экономической мощи с «мягкой» силой публичной дипломатии.

Для этого, в частности, впервые предложено создать в США негосударственную головную структуру для ведения имиджевой и информационной работы за рубежом, а также ввести специальную должность координатора в состав совета национальной безопасности при президенте США.

«Репутация, положение и влияние Америки в мире имеют значение для безопасности процветания США», — говорится в докладе бывшего первого заместителя госсекретаря США Ричарда Армитиджа и бывшего заместителя министра обороны США Джозефа Нейя, которые выступали во вторник на заседании подкомитета по безопасности и иностранным делам палаты представителей конгресса США.

Армитидж и Ней — сопредседатели независимой комиссии, созданной год назад вашингтонским Центром стратегических и международных исследований для разработки концепции «умной силы». Членами комиссии являются 18 известных в США людей, включая, в частности, бывшего командующего центральным командованием ВС США генерала Энтони Зинни, миллиардера Мориса Гринберга, президента программы глобального развития Фонда Билла и Мелинды Гейтс Сильвию Буруэлл, американских сенаторов Чака Хэгела и Джека Рида, конгрессменов Бетти Макколум и Мака Торнберри, управляющего директора Carlyle Group Дэвида Рубенстайна.

В подготовленном комиссией 90-страничном докладе в разделе о важности публичной дипломатии подчеркивается, в частности, что США совершили ошибку, расформировав после падения Советского Союза USIA — правительственное Информационное агентство США, отвечавшее за имиджевые и информационные программы в зарубежных странах, что привело, соответственно, к снижению бюджетных ассигнований для сферы публичной дипломатии.

Отмечая, что при администрации Джорджа Буша ассигнования на эту сферу снова растут, авторы исследования подчеркивают, что «текущие ежегодные расходы на публичную дипломатию в США составляют около 1,5 миллиардов долларов, что меньше, чем на сопоставимые усилия по публичной дипломатии ежегодно тратит Франция».

«Упразднять USIA не следовало, но восстановление этого ведомства в настоящее время вряд ли является самым практичным вариантом», — считают авторы доклада, предлагая вместо этого следующему президенту США создать автономную организацию, возложив на нее задачу по осуществлению публичной дипломатии и подчинив напрямую госсекретарю США.

«Такая квази-государственная структура будет отвечать за весь спектр правительственных инициатив по публичной дипломатии, включая то, чем раньше занималось USIA», — отмечается в документе.

В исследовании сообщается, что такой центр, будучи некоммерческим НПО, будет получать федеральное бюджетное финансирование для более убедительного выхода на зарубежное население посредством использования громадного запаса навыков и знаний, имеющихся у частного и некоммерческих секторов.

При этом четырьмя главными задачами новой структуры будут более глубокое и правильное понимание зарубежных аудиторий через проведение опросов и других социологических исследований, улучшение взаимопонимания через диалог и обмены, помощь советами государственным официальным лицам через предоставление экспертного анализа, а также управление отношением иностранной аудитории к США посредством «коммуникационных стратегий», говорится в докладе.

«Эта новая организация должна будет иметь независимый совет, состоящий из известных специалистов по связям с общественностью, имеющих опыт работы как в правительстве, так и вне его, чтобы они могли обеспечить “тепловую защиту” от сиюминутного политического давления, а также поддерживать связь с многочисленными федеральными и частными организациями, осуществляющими мониторинг и оценку международных событий и вырабатывающими рекомендации для действий правительства», — отмечается в документе.

Для реализации концепции «умной силы» в отношениях США с внешним миром новый президент должен будет ввести в совет национальной безопасности новую должность, так как возглавляющий этот орган советник президента по национальной безопасности сейчас «полностью поглощен срочными вызовами разворачивающихся кризисов и не имеет возможности сосредоточиться на разработке долгосрочной стратегии или справляться с межведомственными противоречиями».

Являясь заместителем советника президента США по национальной безопасности, а также исполняя обязанности в качестве директора управления по менеджменту и бюджету в аппарате Белого дома, это новое лицо сможет заниматься как выработкой политики, так и распределением финансовых ресурсов, имея по должности выход на соответствующие профильные комитеты конгресса США, отмечается в докладе.

Коснувшись причин, по которым США устойчиво теряют свои имиджевые позиции в мире, авторы документа называют сосредоточенность сегодняшней Америки на борьбе с терроризмом.

«Американские лидеры должны представить миру позитивную идею, которая будет больше, чем война с террором. Американцам нужна общая цель, к которой можно стремиться, а не просто тактика, против которой необходимо бороться», — пишут авторы исследования.

Они констатируют при этом, что «усилия представить контртеррористические операции как глобальную борьбу между силами тирании и силами свободы не увенчались успехом», чтобы привлечь мир на сторону США.

«США не могут просить мир любить нас, если наше поведение не вызывает такой любви… вместо того, чтобы непреднамеренно провоцировать столкновение цивилизаций, Америка должна сделать своей целью продвижение и повышение статуса цивилизаций и отдельных личностей », — подчеркивается в докладе.