The New York Times: Кремль помешал противнику Путина баллотироваться в президенты

На модерации Отложенный В воскресенье российское правительство не допустило лидера оппозиции к участию в назначенных на 2 марта президентских выборах, что дает возможность выбранному Кремлем кандидату выиграть их практически без борьбы.

Центральная избирательная комиссия вынесла решение об отмене регистрации кандидатуры ушедшего в оппозицию бывшего премьер-министра Михаила Касьянова, объявив недействительными более 13 процентов собранных им в свою поддержку подписей.

Это решение, означающее, что недовольные властью граждане и сторонники протестного голосования не смогут подать голос за известного и испытанного оппозиционного кандидата, было вполне ожидаемо, и носилось в воздухе уже на прошлой неделе.

  Касьянов отозвался о снятии своей кандидатуры с выборов как о политическом решении, принятом Кремлем из страха перед результатами честного и открытого голосования. По его словам, это обеспечивает ему моральную победу.

'Мы, несмотря ни на что, победили, потому что сохранили честь и достоинство, сделав все, что зависело от нас в нынешней ситуации', - заметил он в своем заявлении, намекая на практически тотальный контроль Кремля над ресурсами государства и правительственными службами.

Было давно понятно, что г-н Касьянов, бывший кремлевский чиновник, выступивший против централизации власти и расцветшей при президенте Владимире Путине официальной коррупции, не сможет на равных соревноваться со ставленником Кремля Дмитрием Медведевым. (Г-н Путин, второй срок которого приближается к концу, по российским законам не имеет права избираться вновь.)

Деятельность г-на Медведев, занимающего пост первого вице-премьера, каждый день получает благоприятное освещение в эфире контролируемых государством национальных телеканалов. Благодаря поддержке Кремля, правительства и крупнейшей российской политической партии - все это подконтрольно г-ну Путину - г-н Медведев обладает практически безграничными ресурсами.


Однако, несмотря на это, г-н Касьянов начал свою кампанию и провел несколько митингов. Он использовал свой статус кандидата, чтобы говорить о том, что он считает преступлениями Кремля, об избыточной концентрации власти и глубоко укоренившемся страхе перед политическим многообразием.

Он утверждает, что опросы общественного мнения, согласно которым за него готова проголосовать лишь небольшая группа сторонников, проводились под давлением власти или прямо сфальсифицированы. По его словам, в действительности его поддерживает более четверти российских избирателей. При условии участия в выборах пяти кандидатов, этого было бы достаточно для того, чтобы добиться проведения второго тура, что стало бы серьезным ударом для Кремля и поставило бы под угрозу его монополию на власть.

Предвыборный штаб г-на Касьянова ранее заявил, что отказ избирательной комиссии признать действительными подписи на его регистрационных документах - уловка, предпринятая правительством с целью снять его с выборов. По словам помощников оппозиционного кандидата, подписи, собранные его сторонниками, были настоящими.

Не известно, будет ли он обращаться в суд. Российская судебная система также надежно контролируется Кремлем, и г-н Касьянов уже дал понять, что он осознает, что шансы на то, что судья пойдет наперекор решению правительства, крайне малы.

Снятие с выборов г-на Касьянова означает, что у г-на Медведева остаются только слабые соперники: Геннадий Зюганов, лидер Коммунистической партии, Владимир Жириновский, лидер ультранационалистической Либерально-демократической партии, и Андрей Богданов, возглавляющий маленькую и относительно малоизвестную Демократическую партию.

Всех трех противников г-на Медведева обвиняют в том, что они баллотируются по указке Кремля или, по крайней мере, с его одобрения, для создания видимости конкуренции.