The New York Times: Этническое насилие в долине Рифт разрывает Кению на части

На модерации Отложенный Столица Кении Найроби, возможно, и выглядит спокойной, но всего в двух часах пути от нее царит анархия. В Накуру на улицах бесчинствуют озверевшие банды, сжигая дома, издеваясь над людьми и изгоняя всех, кто не относится к их этнической группе. И все это происходит совершенно безнаказанно.

В субботу несколько сот человек обшаривали один из районов города, вооружившись двухметровыми металлическими прутьями, отравленными мечами, битами, ножами и примитивными инструментами для обрезания. Мальчишки шли со щитами, какие прежде носили гладиаторы, а женщины гордо расхаживали с заостренными палками.

Полицейских и близко не было. Даже местные жители пришли в ужас. "Ничего подобного я никогда не видел", - сказал водитель автобуса Дэвид Мачария.

Месяц назад в Кении прошли выборы, при проведении которых были допущены серьезные нарушения, и с тех пор в Кении царит этническое насилие. Все это происходит несмотря на то что международная общественность оказывает на кенийское руководство давление с требованием прийти к компромиссу и положить конец убийствам.

Накуру, крупнейший город в долине Рифт, стал центром массовой миграции, которая сейчас проходит в двух направлениях. Представители народа луо движутся на запад, кикуйю - на восток. Битком набитые автобусы с уложенными на крышах матрасами разъезжаются в разные стороны, а дети из этих двух этнических групп удивленно провожают друг друга взглядами из автобусных окон.

За последние десять дней убиты уже несколько десятков человек в Моло, Нароке, Кипкелионе, Куросои, а теперь и Накуру, туристическом городе, который до недавнего времени считался безопасным.

Складывается впечатление, что во многих районах Кении положение скатывается к тому хаосу, который грянул 30 декабря. В тот день были объявлены результаты выборов, и стало известно, что нынешний президент Мваи Кибаки одержал победу над лидером оппозиции Райлой Одинга, хотя было вскрыто множество фактов фальсификации итогов голосования.

Причины для беспорядков имелись и до начала голосования - это историческое недовольство разделением земель и глубокие этнические конфликты. Многие народности негодуют по поводу кикуйю, к которым относится и господин Кибаки, потому что в течение многих лет они живут припеваючи.

Неоднозначные результаты выборов стали искрой, и сторонники оппозиции по всей Кении дали волю своему гневу по разным вопросам, направив его против кикуйю и других народностей, которые, как они считают, поддерживают господина Кибаки.

В долине Рифт местные старейшины организовали молодых людей в группы, которые совершают налеты на районы проживания кикуйю и убивают людей, чтобы вынудить кикуйю покинуть эти земли. План сработал, и за последний месяц десятки тысяч кикуйю покинули свои жилища.

Убиты более 650 человек, многие из них являются представителями народа кикуйю. Как полагают, большинство нападавших принадлежат к народностям луо и календжин.

То, что происходит сейчас в Накуру, похоже на месть. В окрестностях города удивительно красивая природа, озеро Накуру и живущие на его берегах миллионы фламинго привлекают сюда ежегодно толпы туристов. Это город со смешанным населением, как и большая часть Кении, здесь живут представители народностей кикуйю, луо, лухья и календжис.

В четверг вечером, по словам очевидцев и участников, банды представителей народности кикуйю ворвались на улицы города, вооруженные мачете и самодельным оружием, и начали избивать представителей луо и календжис.

Пол Каранджа, кикуйю, владелец магазинчика в Накуру, объяснил это так: "Мы были такими терпеливыми.
В течение многих недель мы видели, как автобусы и грузовики вывозят людей из долины Рифт, мы видели, как люди теряют все, что нажили. И наше терпение лопнуло".

В районе Накуру, называемом Свободная зона, сотни кикуйю сожгли дома и магазины, принадлежавшие луо, то есть той народности, представителем которой является господин Одинга. Тех луо, которые отказывались уходить, жестоко избивали, но бывали более трагические случаи. По рассказам очевидцев, толпа кикуйю насильно сделала обрезание мужчине из числа луо, и он позже скончался от потери крови. Обрезание - важная часть обряда инициации у кикуйю, но оно не особо распространено среди луо.

После этого луо и календжис, которые после выборов объединили свои силы, нанесли ответный удар, из-за чего завязался бой в масштабах города, сотни человек получили ранения, около 50 погибли.

К вечеру пятницы впервые для наведения порядка были привлечены кенийские военные. Местные власти, также впервые, ввели комендантский час, действующий с заката до рассвета.

По мнению многих обитателей Свободной зоны, где теперь остались почти одни кикуйю, восстановить мир будет сложно.

"Мы разгневаны, и они разгневаны, - говорит Джон Майна, коренастый мясник, который в субботу орудовал на улицах метровой ножкой от стола с торчащими из нее гвоздями. - Не думаю, что в ближайшее время мы сможем жить рядом друг с другом".

И это утверждение верно для большей части Кении. Кажется, что здесь происходит не что иное как этнические чистки. Банды в Элдорете, Кисуму, Какамеге, Бернт-Форесте и множестве других районов, в том числе и в трущобах Найроби, выжили представителей других этнических групп. Во многих районах, где прежде население было смешанным, теперь проживают представители одной народности.

В субботу в долине Рифт побывал бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Он охарактеризовал обстановку как "нервозную".

"Мы видели, как людей выкидывают из домов и изгоняют с ферм, насильно выселяют пожилых женщин, детей и семьи", - рассказал господин Аннан, который прибыл в Кению для посредничества в переговорах между господами Кибаки и Одинга.

Он призвал правительство Кении провести расследование действий тех, кто участвовал в нападениях, и усилить безопасность.

В субботу люди народности луо вернулись в Свободную зону к своим обугленным жилищам под эскортом солдат кенийской армии. Солдаты охраняли их, пока те рылись в развалинах, пытаясь спасти то, что можно, прежде чем уйти.

По словам многих луо, у них нет иного выбора, как идти на запад Кении, где традиционно проживали луо. И многие кикуйю, которым пришлось покинуть обжитые дома, заявляли, что поселятся на холмах к востоку от Накуру, на их исторической родине.

Водитель автобуса господин Мачария, который также является представителем кикуйю, признает, что многие его соплеменники хотят отомстить. Но, по его словам, это не означает, что они на самом деле хотят воевать. "Я сам видел, как старейшины командовали "Вперед!", но не все ребята бросались вперед".

И все же довольно многие бросились вперед, и луо, которые жили прежде в Свободной зоне, решили не испытывать судьбу. В субботу днем сотни людей с чемоданами на головах и свернутыми одеялами направились в сторону правительственного учреждения, где они находились под защитой нескольких солдат.

Нэнси Алу из людей луо вела четверых испуганных детей. "Бог сотворил всех нас, - сказала госпожа Алу. - Нам нужна его помощь".