Сможет ли Россия слезть с нефтяной иглы?

На модерации Отложенный Привыкание - это хорошо или плохо? Если к наркотикам или алкоголю, все понятно, а если к успехам, то ведь, скорее всего, здорово. В конце концов сборная Бразилии так здорово играет в футбол, потому что не может себе позволить ничего другого - привычка к успехам. Перехожу от бразильского футбола к российской экономике.

Вспомним удвоение ВВП. Когда эта задача была поставлена президентом Владимиром Путиным (с подачи его советника Андрея Илларионова), она была встречена фрондой со стороны как правительственных чиновников, так и экспертного сообщества. Но ведь практически получилось!

Другое дело, что без постоянно взрывающихся и взлетающих все выше нефтяных цен ничего бы не вышло. Их рост, во-первых, был пусковым крючком экономического роста в России (за ним последовало рублевое половодье, вместе с ним рост спроса, потом рост предложения и инвестиций). Во-вторых, он до сих пор наполняет деньгами госбюджет и резервные фонды.

Уходящий президент Путин поставил еще более амбициозную задачу - учетверение производительности труда к 2020 году. Борис Грызлов перед Первомаем повторил:

«Четырехкратное повышение производительности труда - необходимость для России. Но это сделает не техника сама по себе, а люди, которые будут на этой технике работать».

Путин (как и Дмитрий Медведев) одобрил стратегию развития России до 2020 года. Однако в этом документе цифры другие: в самом оптимистичном инновационном сценарии, оставшемся, кстати, теперь единственным, говорится о том, что с 2007 по 2020 год производительность труда вырастет в 2,4--2,6 раза и только в отдельных сферах - в искомые четыре раза.

Ситуация та же, что и при первоначальном шоке, вызванном установкой на удвоение ВВП. Но это, конечно, отнюдь не доказательство того, что учетверение производительности труда реально.

Резонен вопрос: если ставится задача резкого роста производительности труда, то это знак привыкания к чему - к росту ВВП или к лежащему в его основе росту цен на нефть?

Парадокс в том, что ставка на дальнейший рост цен на нефть может не сыграть: даже если цены не подведут, экономический рост может начать пробуксовывать. Основных причин две: подавление внутренней промышленности импортом и неостановимая инфляция. Последнюю будут поддерживать приток нефтедолларов и спекулятивных капиталов, ориентирующихся на рост курса рубля.

Тогда остается рассчитывать на отдачу от обещанных инвестиций в человека. Но эффект может ожиданий не оправдать. Потому что главной фигурой в модели роста, базирующейся на производительности труда прежде всего в самых современных инновационных отраслях, является сам инноватор, то есть творческий человек. Пока же в России главную роль застолбило за собой государство. А это мы уже проходили, и несмотря на отдельные прорывы, конечный результат был плачевным.