Путин покорил американских маргиналов

На модерации Отложенный

В последние месяцы в фокусе большинства материалов, посвященных влиянию Москвы на американских политиков, были отношения Кремля с приближенными Дональда Трампа. Это, конечно, понятно, поскольку расследователи продолжают раскрывать связи между избирательной кампанией Трампа и российскими акторами. Однако связи между кампанией Трампа, Москвой и периферийными движениями с обеих сторон политического спектра, которые поддержали Трампа, – не единственный любопытный случай, когда американские деятели нашли взаимную поддержку в отношениях с Кремлем. Действительно, за последние годы сформировалась целая сеть, связывающая бесчисленные движения на американской политической периферии с аффилированными с Кремлем группами и высокопоставленными лицами. Это привело к странному единению групп, которые обычно не способны найти друг с другом общий язык.

Позиции американских крайне правых и ультралевых качественно отличаются по целому ряду вопросов. Но сейчас, похоже, они все-таки смогли найти тему, по которой их мнения идентичны: Россия им представляется «жертвой злостного Запада», а ее претензии по поводу американского «вмешательства» кажутся им вполне обоснованными.

Тезисы об «окружении» России, о вырождении декадентского Запада, которому противостоит праведная Россия, последовательно внедряются российскими средствами пропаганды, такими как RT и Спутник. Эти каналы отличаются грамотным сочетанием предвзятых, искажающих действительность репортажей и более объективных историй, основанных на реальных фактах. Такое смешение правды, полуправды и вымысла –эффективный пропагандистский метод, цель которого – посеять сомнения и путаницу.

Представители американской политической периферии – будь то активисты Партии зеленых, белые националисты, или Калифорнийские сепаратисты – часто становятся гостями на этих каналах. Время от времени это создает сцены поразительной иронии – например, можно вспомнить, что в 2016 году Партия зеленых провела президентские дебаты на государственном новостном канале одной из наименее «экологически продвинутых» стран мира. Кандидат от Партии зеленых Джилл Стайн, зарекомендовавшая себя в качестве рупора пророссийских идей, даже оказалась за одним столом с Путиным и опальным генералом Майклом Флинном на торжественном ужине, который состоялся в декабре 2015 года по случаю юбилея RT.

Есть и другие факторы. Например, за последние несколько лет многие игроки на политическом поле в Москве наладили контакты с американскими христианскими фундаменталистами. Эти бурно расцветающие отношения являются продуктом российской инициативы по позиционированию Москвы как центра мирового консерватизма, начало которой было положено в 2012 году. Инициативу подхватил Всемирный конгресс семей (ВКС), одна из ведущих в мире анти-ЛГБТ организаций, базирующаяся в Иллинойсе. Среди тех, кто наладил собственные связи с ВКС, следует отметить не только таких деятелей как супер-православный олигарх Константин Малофеев, но и бывших членов узкого круга приближенных к Путину, в частности бывшего президента АО РЖД Владимира Якунина, который остается одним из мощнейших сторонников ВКС.

Американские христианские фундаменталисты не заставили себя долго ждать: Брайан Фишер, который до недавнего времени был официальным представителем ВКС по связям с общественностью, назвал Путина «львом христианства». Кроме того американские христианские фундаменталисты работали рука об руку с российскими политиками в деле проталкивания регрессивных законов России. К примеру, согласно агитационному буклету ВКС, эта организация «способствовала принятию первого в новейшей истории российского закона, ограничивающего аборты».

Помимо этого, многие известные белые националисты и европейские политики крайне правого толка также установили контакты с ведущими российскими игроками в рамках мероприятий, проведенных в России. К примеру, в 2015 году в Санкт-Петербурге было организовано одно из важнейших за последние годы мероприятий с участием западных праворадикальных деятелей весьма широкого спектра: от скинхедов до сепаратистов-сторонников создания государств «только для белых». Туда, в частности, приехали два американца – Ричард Спенсер и Дэвид Дьюк. Они публично восхваляли внутреннюю политику Путина: Спенсер назвал Россию «единственной белой державой в мире», а Дьюк, бывший императорский маг Ку-клукс-клана, заявил, что прожил в России пять лет, при этом он продавал свои книги в Думе, и призвал к созданию «союза» с Россией.



Кстати, Спенсер и Мэтью Хаймбак, два самых молодых и ведущих националиста США, умудрились, каждый по отдельности, наладить контакты с самим Александром Дугиным, неофашистским философом, учебники которого входят в список обязательных для слушателей Академии Генштаба российских вооруженных сил. И хотя влияние Дугина на Кремль (впрочем, как и влияние RT и Спутника) весьма преувеличено, особенно в свете его (пока еще неподтвержденного) увольнения с Царьград-ТВ, Спенсер попытался пригласить Дугина на праворадикальную конференцию в Будапеште в 2014 году в качестве одного из основных докладчиков, тогда как Хаймбак организовал видеообращение Дугина к участникам учредительного съезда своей Традиционалистской рабочей партии. Дело дошло до того, что американский неонацист Престон Уиджинтон снял у Дэвида Дьюка его московскую квартиру в субаренду, а позднее пригласил как Спенсера, так и Дьюка прочитать (по видео связи) лекции в Техасском университете A&M.

Помимо левых радикалов, религиозных фундаменталистов и белых националистов, в пророссийской паутине оказались и сепаратисты, выступающие за выход некоторых штатов из состава США. В 2016 году формально независимая организация «Антиглобалистское движение России» получила от Кремля деньги на проведение сепаратисткой конференции «Диалог наций». На нее были не только приглашены представители Калифорнии и Техаса, но техасцам была даже оплачена поездка в Москву. Следуя той же логике, эта спонсируемая Кремлем организация бесплатно представила сепаратистам из формально прогрессистского (в современном американском английском этим термином обозначаются политические силы, стоящие левее левого крыла Демократической партии, прим. переводчика) движения YesCalifornia помещение для первого и пока единственного «калифорнийского посольства» за рубежом, при этом сам глава движения YesCalifornia Луис Маринелли уже давно обосновался в России (Маринелли, бывший активист анти-ЛГБТ движения, назвал три причины, почему он продолжает жить в России: он начал со стоимости жилья в США и закончил тем, что не может жить «под американским флагом»). Многочисленные твиттер-боты недавно подхватили идею отделения Калифорнии, тогда как сам Маринелли сравнил свой планируемый референдум по отделению Калифорнии с тем, что состоялся в 2014 году в Крыму.

Любопытно отметить, что белых националистов и американских сепаратистов объединяет стремление разрушить США. Для белых националистов эта идея воплощается в концепции создания страны «только для белых» (помимо славословия со стороны Спенсера и Хаймбака, Россия снискала похвалу и от Гарольда Ковингтона, добивающегося отделения северо-западных штатов на тихоокеанском побережье США в качестве монорасовой страны, который охарактеризовал Россию как «последнюю великую Белую империю»). Что же до сепаратистов, то они требуют отделения согласно границам штатов, при этом предполагается, что новые государства будут освобождены от международных обязательств. К примеру, калифорнийские сепаратисты объявили в своей программе, что после провозглашения независимости новая страна выйдет из НАТО. Примечательно, что местом для подобного рода декларации была избрана Москва.

Все эти движения (начиная с самых заметных – Зеленой партии, американских белых националистов, христианских фундаменталистов – и вплоть до тех, кто стремится раздробить всю Америку на маленькие государства) существенно отличаются друг от друга, но их объединяет одна общая черта: проталкивание идей, выгодных России. Как и их европейские визави, они предоставляют Кремлю поле для потенциального партнерства, которое отражается в попытках препятствовать внешнеполитическим усилиям США, а также в создании уймы отвлекающих трюков внутри страны. И пусть их потенциал ничтожен по сравнению с тем арсеналом, которым располагает сегодня Белый дом, но опыт прошлого года показал, что политическая ситуация в США может резко измениться, особенно когда к этому прилагает руку Россия.