Жизни 19 человек стоят всего \"десятку\"

На модерации Отложенный Такой максимальный срок светит нацистам: они убивали, будучи несовершеннолетним.

Во вторник в Мосгорсуде присяжные второй день решали, какой вердикт вынести банде скинхедов, которую возглавляли слушатель училища иконописи Артур Рыно и студент Российского университета физкультуры Павел Скачевский. На момент подписания номера решение коллегии не было вынесено, но даже в случае обвинительного вердикта сроки националистам грозят не слишком большие — максимум 10 лет. На момент совершения преступлений они были несовершеннолетними.

Процесс был закрытым. О нем почти ничего не писали и не говорили. “МК” стали известны некоторые подробности того, что происходило в зале заседаний.

На скамье подсудимых — девять человек. Среди них девушка, которую подельники оберегают и выгораживают, сводя ее роль практически к нулю. Она, кстати, самая старшая — ей 22 года. Скинхеды обвиняются в 19 убийствах и 13 покушениях, совершенных по мотивам национальной ненависти и вражды. Артур Рыно проходит обвиняемым по всем убийствам и 12 покушениям. У Скачевского 29 эпизодов. Но есть и те, кто участвовал (по крайней мере по материалам дела) в одном-двух эпизодах.

Вот тут-то и есть главная странность дела, на которую уже обратили внимание и присяжные, и адвокаты. Очень многое у следствия не сходится. Есть эпизод с покушением на китайца, который, возможно, стал бы одним из основных в графе виновности, потому что на видеозаписи прекрасно видно, кто и сколько раз бьет его ножом, кто добивает, кто стоит на шухере.

Но 18 ноября в суд по инициативе обвинения (!) был вызван эксперт, который сказал, что ударов было меньше, чем описывается, назвал другие имена, другой цвет одежды… Получается, что эксперт и обвинитель говорят о разных эпизодах? Вполне возможно. С самого начала и адвокаты, и друзья задержанных говорили о том, что некоторые из нападений совершала не эта группа, а другая, суд над которой уже состоялся. А в процессе следствия и та и другая группа брала часть преступлений на себя. Поскольку в целом они представляли, как все происходило, или видели на видео, то сделать это им было легко. Теперь же показания не совпадают.

Конечно, в их виновности трудно сомневаться. Но и на стадии следствия, и сейчас их пытаются представить как одиночную группу, которая действовала на свой страх и риск. Однако в разговорах корреспондента “МК” с представителями националистов и скинхедов не раз звучали признания последних о том, что это были слаженные организованные действия, когда несколько групп одновременно выходили охотиться на людей. Кстати, и во время взрыва на Черкизовском рынке, за который уже осуждена группа “Спас” Николы Королева, Рыно со своими подельниками тоже засветился.

И он признался оперативникам, что совершил тогда первое преступление. Но первое ли? Тем более что с Королевым он был хорошо знаком. Да и техника нанесения ударов (по 50 и более за короткое время) очень похожа на ту, которую “преподавал” Королев. Суд по взрыву состоялся, и лишние участники, видимо, никому не нужны. Да и в этом процессе постоянно фигурируют “неустановленные лица”. Хотя трудно поверить, что лидеры группы не знали, с кем идут убивать.

Рыно и Скачевского задержали весной 2007 года. По данным следствия, группа действовала в течение года. Иногда они совершали по нескольку нападений в день. Познакомились все на футбольных матчах и на митингах ДПНИ и “Славянского союза”. При обысках у большинства была найдена литература славянофильского толка с радикальным уклоном. И множество видеороликов, где рассказывается, как практическим путем сделать “Россию только для русских”. В том числе и обошедший СМИ ролик, где люди в масках приводят в лес таджика и дагестанца и убивают их. Убийц ищут до сих пор…

А между собой они обменивались своим роликом “Веселые прогулки”. “Мы говорили, что вам тут не место! Мы говорили, что вам тут не рады! Мы не хотим видеть такой мусор, как вы, в своей стране! Мы вас... предупреждали!!!” — это заставка из титров. А потом группа подростков (следствие установило, что это Артур Рыно и Николай Догаев, оператор — Светлана Авакумова) нападает на молодого человека и девушку восточного вида. Теперь Догаев, самый молодой парень в группе, обещает, что “больше так никогда не будет”, клянется, что “отошел от этого”.

Рыно и Скачевский на процессе “геройствуют”, берут все на себя. Оба, кстати, надеялись, что при задержании их убьют, когда они будут сопротивляться. А вот остальные убийцами и нацистами называться не хотят. Кузин (он проходит в 20 эпизодах) говорит, что просто рядом стоял, шел за компанию, делал все не добровольно, а под давлением лидеров. Скорее всего так оно и есть: психиатрическая экспертиза обнаружила у него серьезные отклонения.

На суде скины постоянно улыбались и подхихикивали. Похоже, просто не понимали до конца, что их ждет. Судье Петру Штундеру они заявили отвод, потому что у того “нерусская фамилия”, а гособвинителя Марию Семененко просили заменить, потому что та “слишком красивая и будет отвлекать от процесса”.