А мажор ли форс?

А МАЖОР ЛИ ФОРС ?

(Могут ли регулярные затопления территорий считаться событиями "непреодолимой силы"?)

 

            Ежегодно в России население и предприятия в бассейнах больших и малых рек страдают от наводнений в результате таяния снега. (К этому прибавляются эпизодические подтопления в связи с дождями). МЧСу и войскам, порой рискуя собственной жизнью слишком часто приходится эвакуировать население и скот, срочно возводить защитные сооружения, восстанавливать постройки, дороги и т.п. Воду пытаются откачивать автопомпами – но это же бессмысленный сизифов труд!  Государство и население несёт колоссальные затраты не только в связи с паводками, но и из- за размыва берегов рек (например, в Волгоградской области в водохранилище сползают целые деревни).

            Почему в России это считается форс- мажором, за последствия которого будто бы отвечать некому и к которому надо просто привыкнуть?  

Может ли считаться форс-мажором (никем не ожидаемым событием, непреодолимой силой, освобождающей кого бы то ни было от юридической и материальной ответственности) регулярно возникающая ситуация, повторяющаяся ежегодно или через сравнительно небольшие промежутки времени – спрашивает здравый смысл. И здравый же смысл отвечает – нет, не может. Другое дело – пожары, землетрясения, извержения вулканов, смерчи, наводнения в связи с нагоном воды из моря – у них нет регулярности, они практически непредсказуемы (хотя, говорят, землетрясения учёные научились предсказывать). А вот против регулярно возникающих нежелательных явлений человечество разрабатывает и принимает превентивные меры. Для противостояния периодически наблюдающимся повышениям солнечной активности создана разветвлённая сеть наблюдения за Солнцем и предупреждения населения, предприятий и организаций. Против регулярно наступающих эпидемий разрабатываются соответствующие вакцины и производится массовая вакцинация. На океанских и морских побережьях с сильными приливо-отливными перепадами уровня воды создана соответствующая инфраструктура и введены графики оргтехмероприятий по предотвращению затопления предприятий, жилья, сельхозугодий и инфраструктуры, для судоводителей имеются справочники с указанием графика и степени прилива-отлива).   

Зарубежный опыт показывает, что состояние водных ресурсов и внутренних водных путей как инфраструктуры двойного назначения (экономики и национальной безопасности) является предметом постоянной заботы как государства, так и муниципальных и частных структур  Во всём мире ещё со времён майя практикуются дренажные и отводные каналы, которые аккумулируют избыток воды и служат одновременно для орошения удалённых от реки сельхозугодий, а также  для транспортного сообщения. В настоящее время при поддержке Всемирного Банка во многих странах внедрены и внедряются интегрированные системы гидроэкологического управления внутренними водными ресурсами. В отличие от России, практически исключена практика подъёма уровня воды в реках и водохранилищах без предварительного строительства защитных сооружений в виде дамб, насыпей, водоотводных каналов для приёма паводковых вод, укрепления берегов рек и т.п. (достаточно упомянуть гигантский объём противоразливных работ при сооружении транс-европейского водного пути Рейн- Майн- Дунай с перепадами высот до100 метров).

В Голландии (50% которой находятся ниже уровня моря!) за счёт эффективной системы дренирования и ирригации наводнения крайне редки, 70% территории составляют пастбища и культурные ландшафты, 2/3 ВВП составляет продукция животноводства и птицеводства. Многие дренажные каналы судоходны для маломерных судов и имеют мосты (в том числе механизированные).

В США все проекты использования и регулирования водных ресурсов, строительства гидротехнических сооружений и развития инфраструктуры внутренних водных путей как инфраструктуры двойного назначения планируются и контролируются Корпусом военных инженеров Армии США. Наиболее корректные решения находят методами "ривер-инжиниринга (речной инжиниринг)": для оптимизации динамики русла реки или канала проводят экспериментальные проверки эффективности тех или иных гидротехнических конфигураций (молов, струенаправляющих дамб, насыпей, отводных трасс и т.д.) на гидродинамической гидрологической модели русла реки или канала. (Аналогия: новые самолёты продувают в аэродинамической трубе, а масштабные модели новых судов протаскивают в опытовом бассейне).

            Без такой подготовительной обосновательной работы строительство всё новых и новых плотин или сколько угодно большое искусственное повышение уровня воды (например, в Чебоксарском водохранилище) не решит проблему (не "запретит", а, наоборот, поможет потоку воды выносить всё большие массы песка, ила и грязи вниз по течению и всё дальше и дальше обмелять русло реки).

Ничего подобного в России не видно. Отсутствует комплексный подход к водным ресурсам.

Реки существуют как бы сами по себе. Фарватеры находятся в ведении территориальных управлений водных путей, водохранилища – в ведении последышей Чубайса, акватории и прибрежная полоса крупных рек – в федеральной собственности, порты и причалы – в частной собственности, малые реки и водоёмы практически бесхозны. Вырубка леса по берегам рек и озёр ведётся хищнически, что ведёт к обмелению рек. В то же время строительство новых гидроузлов (например, планируется ещё одна плотина между Балахной и Н.Новгородом) и подъём воды в Чебоксарском водохранилище многократно усугубит проблему переувлажнения приречной территории и затопления тысяч гектаров пашни и лесов. Экологов вообще стараются не видеть и не слышать. МЧСу – чем больше ЧП, тем больше работы, больше штатов-денег-техники.

Что-то не слышно, чтобы затопило жилище чиновника, ВИПа или государственную контору. Тонут дома, сады, огороды, скот и кошки обычных безответных "людишек". Страховку не выдают – это, видите ли, "форс-мажор".           

Периодические подтопления и затопления обширных территорий в России связаны с недоработками (допустим, непреднамеренными) в проектировании и сооружении гидротехнических сооружений. Даже школьнику ясно, что котангенс малого угла приближается к бесконечности и при отлогих берегах без насыпей подъём уровня воды даже на дециметр означает затопление многих квадратных километров). С увеличением мелководных водных поверхностей резко возрастает интенсивность испарения воды и связанного с этим дополнительного обмеления водоёма (порочный круг!). Уничтожение лесов по берегам нарушает динамический баланс грунтовых вод, что также способствует обмелению рек.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

            1. На уровне Президента России и Правительства РФ определить водные ресурсы одним из основных видов ресурсов экономического развития и национальной безопасности (как в большинстве стран), наряду с человеческими, энергетическими, производственными и интеллектуальными ресурсами жизнеобеспечения существующего и последующих поколений.

            2. Правительству РФ совместно с РАН и ведущими профильными отраслевыми и международными экологическими и гидрологическими организациями и МЧС и Минсельхозом  срочно разработать долгосрочную программу дренажно-ирригационных работ и регулирования стока рек (для исключения наводнений, подтоплений и переувлажнения территорий и обмеления рек) с использованием мирового опыта.    

            Для предотвращения дальнейшего заноса судового хода на Волге необходимо как можно скорее укрепить берега (хотя бы в наиболее критических участках, например, от 891го до 894го километра). Это не исключает продолжения интенсивных дноуглубительных и берегоукрепительных работ (как это практиковалось всегда и практикуется во всех странах мира).

3. В нормативном порядке исключить из рассмотрения любые проекты, связанные с подъёмом уровня воды в реках, без предварительной берегозащиты в виде дамб, насыпей, отводных каналов и т.п., исключающих затопление и подтопление низменных территорий.

4. Министерству природных ресурсов РФ пересмотреть проект Правил пользования водными ресурсами Рыбинского и Горьковского водохранилищ на Волге с учётом требований указанного Европейского Соглашения и требований природоохранных организаций.

5. Ввести обязательное согласование гидротехнических проектов с территориальными органами МЧСиГО.

6. Для ликвидации ледяных заторов предусмотреть использование зарядов, наносящих наименьший урон биосфере рек. (Сомнительна эффективность традиционных авиабомб контактного взрывания. Лёд эффективнее разрушается не поперечным ударом, а перемежающимся осевым сдавливанием. Взрыв на поверхности льда делает только локальную полынью).  

7. Обратиться в Государственную Думу РФ с предложением о внесении в Гражданский и Уголовный Кодексы законов об исключении из понятия "форс-мажор" (предусматривающего освобождение от юридической ответственности) с:

- наводнений, вызываемых регулярными (сезонными) разливами рек и регулированием уровня воды в водохранилищах ГЭС;

- оползней и обрушений берегов водохранилищ.

Это потребует распределения ответственности между федеральными и региональными ведомствами и частными структурами, с тем чтобы граждане и предприятия могли правомерно требовать возмещения ущерба от наводнений, подтоплений и переувлажнения земель и порчи имущества.

А в условиях кризиса сказанное означало бы 1) экономию многомиллионных затрат на ликвидацию последствия паводков и компенсации ущерба жителям и предприятиям и 2) создание тысяч рабочих мест на сооружение траншей и дамб.  

 

Инж. В.Н.Миронов – эксперт Евро-Азиатского транспортного инновационного центра.

99
4144
73