Размен: повышение пенсионного возраста или отмена льготных пенсий

Последние дни Минздравсоцразвития устами статс-секретаря Юрия Воронина активно убеждает общественность в том, что нет никакой необходимости в повышении пенсионного возраста. Более того, у министерства есть расчеты, свидетельствующие о чрезвычайной вредности такого решения, которое даст экономию лишь в первые пять лет, да и то небольшую: от 42 до 154 млрд рублей в разные годы. Дефицит же Пенсионного фонда только на 2010 год запланирован в размере 1,3 трлн рублей. Начиная с 2020 года, дефицит будет нарастать по экспоненте, гораздо быстрее, чем если бы пенсионный возраст остался без изменений.

Больше всего удивляет не то, что Минздравсоцразвития борется с повышением пенсионного возраста, который в нашей стране самый низкий среди развитых стран, а то, что оно делает это вопреки заявлениям министра финансов Алексея Кудрина и прочих министров, уже смирившихся с тем, что рано или поздно придется начать разговор о повышении пенсионного возраста, и даже об этом открыто заявляющих. Да еще накануне выборов, несмотря на то, что 80% населения идею категорически не поддерживают. В четверг Юрий Воронин говорил об этом на конференции, посвященной пенсионной системе. Говорил долго и увлеченно – больше 45 минут. В этой речи сильнее, удивительней всего выглядело противостояние статс-секретаря с министром финансов, которого за глаза называют «бухгалтер», вряд ли он неправильно, как уверен Юрий Воронин, посчитал, как изменится дефицит Пенсионного фонда в результате повышения пенсионного возраста.

Вызывающая крайнее народное недовольство идея повышения пенсионного возраста оказалась весьма удачно вброшенной в общество в тот момент, когда Минздравсоцразвития затеяло другую реформу – системы выплаты льготных и досрочных пенсий. Такие пенсии получают граждане, работающие на вредных и опасных производствах, в суровых климатических условиях, или чья профессия несет риск для жизни и здоровья. Таковых у нас 31% от общего числа пенсионеров, и с учетом этой категории граждан средний срок выхода на пенсию в России получается несколько иным: 54 года для мужчин и 52 года для женщин.

На выплату им пенсии тратится 20% бюджета Пенсионного фонда, при том, что дефицит его составляет 18%. Собственно, Минздравсоцразвития предлагает перестать платить эти пенсии из бюджета ПФР, переложив расходы на фонд социального страхования, устроив их выплату по принципу страховки от потери трудоспособности.

Иными словами, гарантированную льготную пенсию предлагается заменить страховкой от потери трудоспособности, выплаты по которой застрахованный будет получать до того, как достигнет общепринятого пенсионного возраста. Соответствующие расчеты министерством еще не сделаны, но можно предположить, что такой перевод должен существенно сократить количество граждан, получающих досрочную пенсию: не все же они потеряют трудоспособность. По мнению Юрий Воронина, такой порядок выплаты досрочных пенсий точно должен подвигнуть бизнес к сокращению рабочих мест с вредными и опасными условиями. Собственно, краеугольный вопрос предложения, которое уже направлено в Минэкономразвития: сколько будет стоить бизнесу уплата страховых взносов, кто будет иметь право на получение такой страховки и, собственно, сколько составят выплаты по ней. На эти вопросы пока нет ответов, но вряд ли они будет воодушевляющими: у фонда соцстраха тоже есть свой дефицит.

Если бы идея об отмене льготных пенсий появилась в пустом информационном поле, она вполне могла бы вызвать недовольство, а то и волнения. Но на фоне повышения пенсионного возраста для всех выглядит не такой страшной, а даже напротив – меньшим злом. Лучше пострадает часть населения, чем все. Шансов на общественное одобрение в этом случае больше, но для этого необходимо постоянно поддерживать дискуссию о возможном повышении пенсионного возраста. Тем более, что власти уже сказали, что решение об этом если и будет приниматься, то не раньше 2015 года.

Источник: http://slon.ru/blogs/tofanyuk/post/416721/

7
531
5