Стать спасателем

На модерации Отложенный

Многие и не знают, что в столице есть целый отряд, где из желающих делают спасателей. Подготовленные по полной программе волонтеры составляют потом резерв МЧС. В минувшую субботу в Московском учебном центре Федеральной противопожарной службы прошла тренировка таких добровольцев. Корреспондент "МП" решил выяснить, насколько же профессиональны волонтеры-спасатели?

Пройдя КПП, направляюсь в сторону полигона, где проходят сборы. По пути замечаю желтую "Волгу", в которой сидят два манекена. Больше всего она напоминала машину, подготовленную к краш-тесту, но назначение ее оказалось совершенно другим. По легенде (напомню, что легендой спасатели называют смоделированную ситуацию, в которой им предстоит работать), автомобиль попал в ДТП и нужно срочно вытащить из него застрявших людей.

К машине с "пострадавшими" подходит группа резервистов (по виду старшеклассники и студенты) с двумя инструкторами. Тут же начинается объяснение, что нужно делать. Когда учебная эвакуация началась, стало ясно, что машина представляет собой конструктор. Крыша у автомобиля соединена со всех сторон металлическими пластинами, подобная конструкция и у дверей и, как стало ясно в дальнейшем, у сидений. Сперва резервисты отрезали двери, потом крышу, затем спинки сидений и принялись вытаскивать манекены. Те, к слову, оказались тяжелыми, как настоящие люди. Килограммов по 70.

Чуть поодаль от машины разыгрывается другая легенда. Произошел взрыв, а затем пожар в здании, люди повыпрыгивали из окон и теперь ждут помощи. Ждут по-разному: вот лежит человек с "ожогом" на спине, рядом девушка "без сознания", чуть поодаль другая - в маске, с содранной кожей на щеке - аж резиновые зубы торчат. Тут же невдалеке еще одна, у нее под глазами нарисованы синяки, из носа течет "кровь", а на левой ноге накладка - открытая рана с торчащими костями. В отдалении лежит кукла ребенка, судя по одежде - мальчик. Он, по легенде, без сознания.

Дмитрий, аттестованный спасатель, а по совместительству "человек с ожогом спины", все охотно мне растолковывает, пока не пришла команда резервистов.

- Все мы, по легенде, "пали" жертвами взрыва в здании. Сейчас будут подходить разные группы ребят, и каждая должна будет нас спасти. Ситуация в принципе стандартная, они все в основном берутся из будней спасателей.

На поляне появляются резервисты. Спасение периодически прерывается вопросами.

- Простите, - обращается один к инструктору. - А если у нее кости торчат из ноги, это открытый перелом?

- Конечно, если у человека кости видны, это всегда открытый перелом, - невозмутимо отвечает "обожженный".

- Ну, значит, будем перебинтовывать! - уверенно заявляет резервист и достает бинты. Другие в их необходимости сомневаются, в результате разгорается нешуточный спор - команда громко решает, как спасать девушку.

- Да что вы там совещаетесь! - возмущается наконец "пострадавшая" - Я у вас тут кровью обливаюсь, а вы гадаете, что сделать.

В результате совещаний "жертве" решили наложить шину, а потом уже перебинтовать. При этом жертва просит очистить рану перекисью водорода, но в результате резервисты благополучно об этом забыли.

Чтобы в реальной жизни таких диспутов на месте аварии не возникало, по завершении всей операции профессиональные спасатели объясняют, где были допущены ошибки. Прослушав краткий курс лекций по перевязке, и ваш покорный слуга попробовал себя в качестве спасателя - перебинтовал какому-то бедолаге его "рваную" челюсть. Вроде бы получилось.

Однако представив приведенную выше ситуацию в реальности, я побоялся попасть к таким горе-спасателям. Но профессиональные МЧСники, ныне лежащие то там, то сям в качестве жертв, меня успокоили - сегодня тренировка для всех желающих добровольцев. А чтобы человеку доверили реальное спасение людей, нужно еще и аттестацию пройти специальную.

Окончание на 7-й стр.

Тренировки меж тем продолжались. Кто-то эвакуировал человека через окно, кто-то вытаскивал из-под обломков манекен, кто-то спускался в бочку, где, по легенде, в кислоте плавало тело человека, которое нужно было вытащить. Но всеобщий интерес на полигоне вызывал, конечно же, комплекс упражнений "Клетка". Говорят, прохождение "Клетки" считается высшим пилотажем у спасателей. Ее - правда, в несколько усложненном варианте - проходят даже на внутренних соревнованиях МЧС.

Представьте себе своеобразный тоннель из металлических балок с разными поворотами и изгибами. Периодически путь спасателям в тоннеле преграждают стены, двери и всяческие обломки. Все, что делают резервисты, видно любому, так как "Клетка" отделяет людей от внешнего мира только прутьями. Правда, стоять там можно только на корточках: в высоту тоннель не более метра с лишним, в ширину - примерно такой же.

Я оказался на этой площадке как раз вовремя - очередная команда только приступала к заданию. По легенде, обрушилось здание, а в подвале остался человек. Ноги ему придавила тяжелейшая стена, которую нужно поднять, чтобы вытащить пострадавшего. На все про все резервистам дали полчаса, но справились они с трудом. Сперва один из спасателей снял каску, и ему тут же заметивший это инструктор моментально "прописал" черепно-мозговую травму: "со стены что-то свалилось". Другой не заметил висевшие на его пути провода и "получил" разряд током, отчего потерял сознание. С горем пополам бедолагу все-таки вытащили из-под стены.

Другому "несчастному", упавшему в колодец, повезло больше - еще одна группа спасателей извлекла его оттуда достаточно оперативно.

Пытаюсь поговорить с резервистами. Кто-то еще учится в школе, кто-то уже студент. Один из парней, Евгений, рассказал, что узнал о возможности обучиться на спасателя благодаря студотряду:

- Просто увидел на сайте студотрядов, что и спасателем тоже можно работать. Стал выяснять, как... Год собирался, в результате на третьем курсе пошел получать знания, а теперь вот тут, на полигоне тренируюсь. В качестве профессионала идти на службу не хочу, но как волонтер я готов работать. Для меня это что-то вроде гражданской ответственности - а вдруг что-то случится в реальной жизни? Тогда я смогу помочь.

Более-менее ознакомившись со всем происходящим, направляюсь в сторону руководства. Белая палатка, перед ней столик, за которым сидят две девушки и распределяют, какой группе на какое мероприятие отправляться. Одна из них, преподаватель отдела подготовки резервистов УМЦ ГО и ЧС Елена Шалимова, мне все и объяснила:

- Записаться на обучение по программе первоначальной подготовки спасателей может каждый желающий. У нас нет ограничений, но чтобы сдать экзамены во время аттестации на квалификацию "спасатель", придется привести себя в надлежащую форму. Ведь работа сопряжена с физическими нагрузками. Аварийно-спасательное оборудование, которое наши сотрудники порой должны доставлять к месту проведения работ, весит часто довольно много, не говорю уж о нагрузках при эвакуации и транспортировке пострадавших...

По окончании обучения волонтер может стать членом Общественного поисково-спасательного отряда "СпасРезерв". Члены отряда заступают на дежурство по выходным дням. Кроме этого, добровольцы приходят на помощь профессиональным спасателям в тех случаях, когда необходимо быстрое наращивание сил и средств при ЧС. Например, в столичном регионе члены ОПСО "СпасРезерв" участвовали в тушении лесных пожаров 2010 года и ликвидировали последствия "ледяного дождя" 2011 года.

Также Е. Шалимова рассказала, что готовят волонтеров и профессиональных спасателей по одной и той же программе. Экзамены для получения квалификации "спасатель" сдают в аттестационной комиссии все вместе. Так что доброволец вполне может составить кадровый резерв для профессиональных аварийно-спасательных формирований.

- Обучение в отделе подготовки резервистов у нас бесплатное, - пояснила Елена. - Только желающие освоить курс "Основы работы с альпинистским снаряжением" должны будут выплатить некоторую сумму за обучение, потому что этот курс не входит в государственную программу.

Примечательно, что очередь на обучение расписана на полгода вперед.

- Мы уважаем людей, которые готовы прийти на помощь ближнему, - говорит Елена. - Ценим каждую минуту их времени, поэтому перед зачислением всем нашим слушателям мы рекомендуем собрать как можно больше информации о нашем проекте, чтобы решение было полностью обдуманным. Работа все же сложная.

По официальным данным, всего на нынешние сборы прибыло более 300 человек. И остается надеяться, что с каждым годом людей, ознакомленных с техникой спасения, в столице будет только больше. Все-таки город у нас не самый спокойный.

Никита МИТРОХИН