Реформа образования по Фурсенко - куда она нас ведет...

На модерации Отложенный

 

    Как правило, я  не пиарю материалы вышедшие на русском языке, но отрывок из статьи

СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ


вышедшей в   
не могу не привести. Ибо...

Это рассказ о современном уровне европейского образования, о котором я мог бы написать ровно то же самое, но доверяю рассказу профессионалов.

В Министерстве образования РФ реформаторы на щите несут гордое - "Выведем наше образование на европейский уровень", а значит спопугайничаем и сделаем еще более убогим, чем сегодня существует там, но впрочем... 

ШКОЛА ЖИЗНИ

О состоянии российского среднего образования общество уже более или менее привыкло судить по неутешительной картинке из сериала «ШКОЛА». Однако европейская система переживает свои кризисы.

Мария Якубович-Бажанж, кандидат филологических наук,  много лет преподающая французский язык в лицеях и колледжах Академии Нанта, рассказала, как обстоят дела в обычных учебныз заведениях Франции.

Один мой приятель-француз назвал сложившуюся в милой Франции систему образования фабрикой кретинов. Я преподавала в четырех учебных заведениях (три колледжа и профессиональный лицей, что-то вроде советского ПТУ) и в общем, везде была, конечно, определенная разница в культурном уровне, однако тенденция к вышеуказанному кретинизму, надо признать, повсеместная

В чем, собственно, заключается кретинизм? В понижении требований к ребенку и как результат – в снижении общего культурного уровня. Все позже и позже начинают давать конкретные знания: умножать, делить, читать настоящие книги, а не адаптации. Дети идут в школу в три года. Все эти три года у них продолжается детсад в школе, типа учат детей жить в обществе, в отрыве от семьи, играть вместе, слушать и слушаться. Больше ничему не учат. Дети в школе с 8.30 до 16.30, а те, кто на продленке, то есть большинство, с 8 до 18.30. С шести до семи лет – подготовительный класс. В срочном порядке учат детей читать. С восьми до одиннадцати – начальная школа. Учат арифметике, дают грамматику, истории учат с географией, откуда есть пошла французская земля... Делают вид, что учат английскому, но это мертвому припарки, ноль без палки. Зато больше половины времени уходит на эстетическое как бы воспитание – рисовать, ставить спектакли, цирковые представления, ну и, как водится, спорт.

Звучит неплохо, однако результаты подобной политики налицо. Если французы, мои ровесники, умели умножать и делить в 8 лет, как и мы, а в 9 и 10 лет уже решали примеры с одним неизвестным и писали вполне приличные изложения, знали наизусть стихи, владели нотной грамотой, были в курсе спряжений и времен, то теперь обычная картина, когда 12-летний ребенок приходит в колледж и часто еле-еле читает.

А если и читает, то значения половины слов не понимает... В 9 с половиной лет мой сын с большим трудом и под давлением выучил таблицу умножения. А делить их еще не научили. Книг нормальных они не читают, пишут как придется, и требований к оформлению никто не предъявляет. Контрольные постепенно отменяют, как и вообще все проверки знаний, чтобы не травмировать учеников. Даже слово «контрольная» стремятся заменить, как-то смягчить, типа проверка знаний, подведение итогов, игра в подведение итогов, ну и так далее, до полного рамолисмента.

В колледже дети учатся с 12 до 15 лет. В программе прописаны классики: Гюго, Рембо, Вольтер, Мольер и пр. Но это на бумаге. А на деле никто ничего не читает. Изучают только сборники текстов. Книги в оригинале, по-моему, скоро вообще исчезнут, в том числе из школьных библиотек. Хотя бюджет есть на них. Я однажды заказала для учеников дополнительные книги, так меня чуть не закидали тухлыми яйцами. Потому что ученики должны платить за книги. Девять евро за две книги, как же так!

Программа колледжа – это по сути дела повторение пройденного в начальной школе, я говорю о французском и грамматике. Предположительно, лексический запас и способность мыслить должны развиваться, но что-то на практике не развивается. Даже в лицее те, кто планирует потом получать высшее образование, зачастую не знают, кто такие Бальзак, Стендаль или Дидро. Я уж молчу про Арагона и Элюара. Не знают, кто в каком веке жил, о чем писал. Сочинение написать – как дамоклов меч. Даже пересказ прочитанного сделать не могут, а уж о каком-то выводе вообще речи нет.

Иностранные языки в загоне. То есть теоретически в колледже преподают два иностранных и латынь с греческим по выбору. Но это все поверхностно. Да и вообще – если уж в своем языке родном путать глагол с местоимением, то как в иностранном отличить подлежащее от обстоятельства? В общем, все смешалось в доме Облонских. Точнее не смешалось даже, а Мамай прошел по Облонским.

У меня такое ощущение, что французы потеряли свою культуру, сами себя интеллектуально кастрировали под благовидным предлогом разнообразных педагогических экспериментов, нововведений и послаблений. Главное – чтобы деточек не напрягать. Если уж делать уроки, то только немного с утра, а то после обеда спорт и они, бедные, уже не могут сосредоточиться. Каникулы каждые полтора месяца, как минимум десять дней, а то, не дай бог, переутомятся. Алгоритм такой: сентябрь наступил, все в класс, а с 23 октября уже каникулы до 4 ноября, а потом еще с 16 декабря по 3 января. Потом поднатужимся немного, и с 25 февраля до 14 марта опять на зимние каникулы, все в Альпы, пока снег не растаял. С 23 апреля по 8 мая опять каникулы, а потом остается только дотянуть до конца июня – и на летний отдых.

Отметки вообще скоро отменят. Предполагаются только зачеты по некоторым навыкам, но не по знаниям. Например, понимание текста, умение воспроизвести прочитанное, синтезировать информацию и  прочее. Иными словами, даже если ты не умеешь грамотно говорить, но в целом что-то такое понял из текста, тебе все зачтется. Отличники и двоечники идут под одну гребенку, знаменуя равенство всеобщего убожества.

Как вообще надо учить? Мне кажется, ученику нельзя давать выбор, его надо заставлять, понуждать и понукать. Необходимо, чтобы были и литература, и математика, и физика, и химия, и биология, и география, и астрономия, и поощрение всевозможного внеклассного чтения. Это билет в жизнь и задел до самой смерти. Я до сих пор помню советские тетрадки с таблицей умножения на обложке, помню, какая в классах была тишина – сейчас такую практически невозможно представить. Надо контролировать и наказывать за несделанную работу. Все-таки раньше было стыдно быть двоечником. Во Франции сегодня вообще никому не стыдно в школе быть колышником. Без культуры и беззнаний нет мысли. А свобода без мысли – это анархия и хаос. Вот Китай все понял про образование – а это и есть СССР на определенном этапе. Идеальное образование, это как в фильме «Убить Билла» – муштра в монастыре, закалка тела и духа. Образование – это духовность без религии.