Как наши пушки и танки оказались у янки

На модерации Отложенный
 
Вот эту боевую машину зенитного ракетного комплекса «Тор-М1», почти ничем не отличающуюся от российского оригинала, американцы используют во время военных учений на Аляске.
Вот эту боевую машину зенитного ракетного комплекса «Тор-М1», почти ничем не отличающуюся от российского оригинала, американцы используют во время военных учений на Аляске.

За последние 20 лет немало лучших образцов российского оружия попало за рубеж. Причем некоторые из них были секретными. Как же это случилось? [обсуждение]

В апреле этого года во время учений «Рэд Флаг» на Аляске американцы показали журналистам изделие, как две капли воды похожее на российскую боевую машину (БМ) зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Тор-М1». В пресс-релизе авиа­базы Эйльсон красовались фотографии - транспортировка и выгрузка БМ, обозначенной как SA-15B Russian radar. Американцы не скрывали, что эта техника поможет летчикам ВВС США отработать навыки «преодоления вражеской ПВО». Короче, поработать в условиях, максимально приближенных к боевым с учетом сильных и слабых мест «русского радара».

Из досье «КП»

ЗРК «Тор» (модификации: «Тор-М1», «Тор-М2» и «Тор-М2Э») сам контролирует воздушное пространство и сам сбивает все воздушные цели, не опознанные системой «свой - чужой», на дальности до 12 км и высоте до 6 км. Производится ижевским ОАО «Купол». Экспорт «Тор-М1» (по данным Рос­оборонэкспорта): Венесуэла - 4 комплекса, КНР - 60, Иран - 29, Греция - 31 (6 переданы Кипру в обмен на размещение на греческом острове Крит киприотских ЗРК С-300ПМУ1).

 Как видим, в США комплекс не поставлялся. Но тогда возникает резонный вопрос: как наш зенитный ракетный комплекс оказался на далекой Аляске? Может быть, его наши оборонщики тайком продали американцам?

Мы решили с этим разобраться. И обратились к специалистам по отечественным и зарубежным ЗРК. Вот мнение одного из них, которое в полной мере отражает взгляды большинства экспертов, знакомых с этой детективной историей.


Случалось, что наш знаменитый ракетно-пушечный комплекс «Тунгуска» попадал за рубеж не только законным (экспорт) путем...
Случалось, что наш знаменитый ракетно-пушечный комплекс «Тунгуска» попадал за рубеж не только законным (экспорт) путем...

ВЕРТОЛЕТЫ ПО ЦЕНЕ ЛОМА

И еще один аналогичный пример из не такого уж давнего времени. В Хасанскую таможню поступили документы на пять вертолетов Ми-8Т - целая эскадрилья. Мытарям оставалось поставить на грузовые декларации «толкушку» - и лети, лети, стальная птица, в КНДР. Но кого-то из таможенников сильно удивила стоимость вертолетов - $20 тыс. за штуку. Ведь на Дальнем Востоке любой пацан знает, что это цена японского джипа. Вертушки тянули по меньшей мере на 350 тыс. долл. Каждая! Отправителем груза оказалось хабаровское ООО «Арденн», не имеющее права продажи военной техники за рубеж. К тому же узлы крепления вооружения и секретную систему опознавания «свой - чужой» с вертолетов никто не демонтировал. Они числились списанными: продавай куда хочешь. Но оказалось, что ресурс у вертолетов еще о-го-го! Более того, по приказу неведомых вое­начальников из Москвы они были отремонтированы. Стоимость ремонта в разы превысила объявленную цену машин. Но для продажи нужна лицензия от уполномоченной организации «Промэкспорт». В данном случае продавцы решили обойтись без госпосредников и лицензий. Благодаря бдительности таможенников сделку удалось сорвать. Преступников наказали, но кто должен был получить основной барыш за продажу боевой техники - до сих пор тайна.

ОПЕРАЦИЯ «ГЛАДИАТОР»

Борьбу с нашим знаменитым комплексом ПВО С-300 американцы начали еще в советское время, настояв на запрете продажи этого комплекса «тоталитарным» Ливии, Ираку, КНДР. Горбачев взял под козырек и тормознул экспортный вариант комплекса. И тут как раз пошли слухи, что Саддам Хусейн вот-вот купит у русских комплекс С-300, с которым американцы сумели ознакомиться за год до этого в ГДР. И написали в отчете: «Это единственная в мире система, обеспечивающая эффективную оборону от всех видов баллистических угроз…» В ГДР комплекс им заполучить не удалось: мы вывезли его в СССР. Но американцам уже было понятно, что потенциал С-300 в разы больше, чем у их хваленого «Пэтриота». И самое скверное - он может наносить удары по наземным целям!

Словом, С-300 нужен был США позарез, чтобы изучить его и внести изменения в свое изделие. Требовалось еще и дешевое решение. Так родился замысел операции «Гладиатор», на которую конгресс выделил 300 млн. долл. Получить комплекс целиком и в России было принципиально важно: он имеет несколько модификаций (не все они способны сбивать ракеты), и нужен был тот, что стоит на вооружении нашей армии. То есть С-300В.

Четыре года у американцев ничего не получалось. Но их разведка нашла-таки подходы к чиновникам, согласившимся лоббировать интересы новых «друзей России». Однако непреодолимой преградой был запрет на продажу единичных образцов российской военной техники. Хотите - покупайте дивизион, а лучше полк. Но это совсем другие деньги…

Поняв, что американцы на крючке, наши чинуши измыслили свою спецоперацию - втюхать бывшим врагам  через Белоруссию старый  С-300ПМУ. А сделку прикрыть скандалом в печати по поводу «тайной продажи Минском секретов Москвы». Но «старичок» мог сбивать только самолеты.  Да и продавался не целиком. Американцы яростно торговались и приобрели белорусское «железо» по смехотворной цене. И бесполезно.

Неизвестно, чем кончилось бы дело, если бы генконструктор С-300В Вениамин Ефремов не заявил, что у него почти готов новый комплекс С-300ВМ «Антей-2500» с возможностями вдвое большими, чем у предшественника. Он предложил продать американцам С-300В: дескать, им и за десять лет не разгадать его секретов. А на вырученные деньги довести новинку до серии.

Лучшие умы ведомств напряглись: хотелось получить деньги, не рискуя. Выход виделся один - устроить академику встречу с Ельциным. Президент выслушал Ефремова и поручил провести переговоры с американцами. В итоге им продали только две неполные батареи (РЛС кругового обзора,  командный пост и по две пусковые установки) да несколько ракет.  А вот РЛС секторного обзора - сердцевину комплекса - они так и не получили. А то, что получили, привезли в Хантсвилл, разобрали, обнюхали… И поклялись, что сделают лучше. И что в итоге? А то, что на выставке вооружений в Париже мы предложили американцам устроить соревнование. Они не согласились: новый «Пэтриот» ПАК-3 не дотягивал даже до старого С-300В - прав был Ефремов.

Ну а как же 300 млн. долларов? До госказны официально дошло 120, а на заводы, участвующие в производстве С-300В, лишь около 40. Куда девались остальные, понять легко: чиновничья работа не в пример труднее инженерской...

Вот такой же российский танк Т-80У однажды в единственном экземпляре (что запрещается нашими законами) попал в Англию вместе с секретными боеприпасами...
Вот такой же российский танк Т-80У однажды в единственном экземпляре (что запрещается нашими законами) попал в Англию вместе с секретными боеприпасами...

КУДА УПЛЫЛИ НАШИ КОРАБЛИ?

В поминальном списке проданного российского военно-морского флота - 44 корабля различного предназначения. Многие из них не выслужили и половины срока, а ушли за смешные деньги. На круг менее 30 млн. долл. Постройка одного эсминца в десять раз дороже! Продать торопились так, что с авианосцев Тихоокеанского флота «Минск» и «Новороссийск» не демонтировали даже секретное оборудование. Авианосец «Киев» продали посредникам вдвое дешевле металлолома, за 1,8 млн. долл. Его тут же купили китайцы за 8,2 млн. долл. - они же платили за боевой корабль! «Киев» направился туда, куда до него ушли «Минск» и «Варяг»… То есть Китай получил отряд бывшего авианосного флота России... по цене металлолома. Если это коммерция, то что - предательство? Правда, из «Новороссийска» они сделали смесь кабака и военно-патриотического центра, а вот авианосец «Варяг» восстановили. И скоро примут его в боевой состав своего флота. Хорошо, что хоть название сменили.

РАКЕТА НА БЛЮДЕЧКЕ

Многие образцы лучшей советской и российской боевой техники оказались за рубежом уже в виде «контрафактной» продукции. Те же китайцы, давно накупившие у нас всяческого оружейного добра - от пистолетов и автоматов до ракет и самолетов, - весьма успешно их скопировали. Подобным образом поступили и многие другие страны. А когда им не удается добыть оригинал того или иного образца нашей боевой техники или оружия, в дело включается разведка, которая охотится за чертежами с военно-техническими секретами.

В ход часто идут деньги, и очень большие. Тут стоит вспомнить не такую уж давнюю историю, которая наверняка у многих еще на слуху. Сотрудники ФСБ арестовали американского гражданина Эдмонда Поупа по обвинению в шпионаже на территории России (при передаче 30 тыс. долл. представителю российского ВПК). По данным ФСБ, Поуп посещал научно-исследовательские институты в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других городах, где проводятся работы, связанные с технологиями создания скоростных подвод­ных и надводных объектов.

Предметом его «особо пристального» внимания стала скоростная подводная ракета-торпеда «Шквал». Выпускаемая с подводной лодки, эта ракета может развивать под водой скорость более 100 метров в секунду.

По словам тогдашнего начальника Следственного управления ФСБ России Сергея Балашова, американский шпион Эдмонд Поуп и его российский агент нанесли ВМФ России ущерб в 700 миллионов рублей. И это всего лишь один эпизод. А подобных в России за последние 20 лет было выявлено несколько десятков. К счастью, большинство таких предательских сделок было пресечено нашими спецслужбами. Но утечек российских оборонных ноу-хау случилось все же немало. Урон оценивается в несколько сот миллиардов рублей...

А ЧТО МЫ СТАЩИЛИ ЗА КОРДОНОМ?

Давно не секрет, что наша разведка издавна проявляла «живой интерес» к иностранным вооружениям. Ее роль в добывании секретов атомной бомбы хорошо известна. Есть великое множество и других фактов. В 1951 году с помощью советских летчиков, воевавших в Корее, удалось доставить в СССР новейший американский истребитель F-86 «Сейбр». А в 1953 году в Москву были переправлены американские танки М24 «Чаффи» и М46 «Паттон I». Любой посетивший танковый музей в Кубинке может убедиться, что этим дело не кончилось. В 1967 году агент ГРУ Манфред Раммингер добыл секретную американскую ракету «Сайдуиндер». Просто украл с базы ВВС в Нойбурге. Подогнал к забору подъемник и перенес на территорию аэродрома двух помощников с тележкой. И те вывезли ракету со склада. А потом прилетел в Москву, имея в багаже два ящика (где находилась разобранная ракета), которые ему удалось без таможенного досмотра погрузить на самолет. Годом позже эти же люди похитили новейшую астронавигационную платформу американской фирмы «Телдикс» прямо с выставки и доставили в Москву опять же в личном багаже. Кто тут говорит: «А вот Джеймс Бонд…»?

Впрочем, не всегда все шло гладко. И чаще всего из-за слабой координации нашего гос­аппарата. Однажды разведчики заполучили два прибора системы запуска ракет. Обошлись они по 4 тыс. долл. каждый. В последний момент перед отправкой приходит из Центра указание: один прибор за ненадобностью вернуть - расходы не утверждаем. Неужто он никому не нужен? Обратились к торгпреду посольства и мгновенно получили ответ: «Примите срочные меры для закупки еще пяти штук, крайне необходимых нашим КБ».

Именно поэтому координация работы в этой области была возложена на военно-промышленную комиссию (ВПК). Она собирала заявки от оборонных министерств, верстала разведплан и подсчитывала экономию. Работа по сбору научно-технической информации никогда не затихала. Например, из отчета в Политбюро ЦК КПСС явствует, что из 3617 заданий выполнено каждое третье, что для разведки очень много. Эти данные использовались в 3396 советских научных проектах и опытных конструкторских разработках, в том числе при создании ЭВМ, ракеты СС-20 и т. д. «Ну а что же сейчас?» - спросите вы. Такой же вопрос мы задали и нашим разведчикам. Нам скромно ответили: «Работаем!» И мы пожелали удачи...

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Кто и с кем поделился секретами

Михаил БАРАБАНОВ, главный редактор журнала Moscow Defense Brief:

- 24 ранние БМ «Тор», после распада СССР оставшиеся на Украине, быстро выбили свой ресурс по электронной части. После 2000 года их отправили на базу хранения, а затем украинское правительство официально выставляло ЗРК на продажу. На мой взгляд, такие системы и появились у американцев потому, что в «товарных количествах» добыть оригинальные работающие системы они не смогли. А продажа «Торов» члену НАТО Греции уже заведомо предполагает раскрытие всех параметров этих систем (по крайней мере в экспортном исполнении) всему НАТО, включая США. Ибо надо быть совсем уж наивными людьми, чтобы полагать, что греки не поделились всеми параметрами этих систем со своими союзниками и «старшим братом» и не дали бы их подробно изучить (какие бы бумажки там с российской стороной насчет запрета передачи «третьей стороне» ни подписывались). То есть, имея греческие экспортные комплексы, плюс ранние украинские, плюс развединформацию, американцы при создании XM-15S особых проблем не испытывали. Вот вам и вся разгадка...

А вы что думаете?