Нелегкая доля провинциальных городов

На модерации Отложенный

Прошлой осенью практически накануне зимы я с женой побывали в двух небольших городках Талдом и Кимры. Один расположен на севере Московской области, другой на юго-востоке Тверской области. И хотя городки расположены в разных администативных местах, но оба на нас произвели гнетущее впечатление. Здесь хочется обратить внимание, что впечатление было гнетущим, а не плохим. Можно спросить:"Какая разница?". Действительно разница на первый взгляд , вроде бы, не большая, но она все-таки есть. И тот , и другой город вообщем то не плохие, в каждом из них есть изюминка, каждый из них интересен, и побывать в них стоит. Но состояние их вызывает гнетущее впечатление. Можно было все списать на погоду, которая в эти дни резко испортилась: похолодало, безостановочно шел дождь со снегом, всё было подернуто осенним сумраком. Можно кивать на не очень комфортные условия поездки в туристическом автобусе. Но все равно не это было главным. Угнетало общее состояние этих маленьких городков. Особенно Кимр. Над ним как-будто висело какое-то злое заклятие, которое невозможно разгадать,а, следовательно, снять.

Дома разрушаются. На улицах грязно. Мостовые разбиты. На наших глазах одна машина врезалась в другую. С наступлением ночи, а осенью она наступает рано, город погружается во тьму, и мало кого встретишь на улице. А те редкие прохожие что есть стараются поскорее добежать до дому, как будто за ними гонятся тысяча чертей. А между тем жители Кимр люди в большинстве своем приветливые и непугливые. Многие из них трудолюбивы и инициативны. Любят и гордятся своим городом. А гордится есть чем. У Кимр есть своя история и своё лицо. Когда-то это был центр кожевенного производства. Горожане занимались изготовлением обуви. И эта обувь славилась на всю Россию, и ни в чем не уступала зарубежным аналогам, а может быть превосходила. Призводство и продажа обуви позволила многим горожанам скопить значительные состояния, которые вкладывались не только в производство, но и в строительство.

А так как строительный бум пришелся на конец 19 века и начало 20 века, когда в архитектуре господствовал модерн, то в городе с тех времен сохранилось большое количество зданий, построенных в стиле "русского модерна" со всеми его атрибутами. Но была при этом своя особенность. Многие дома были выложены разноцветной большой и мелкой плиткой, часто украшенной растительным орнаментом.

Такого количества "модерновых" зданий я ни разу до этого не видел даже в Москве. Для любителей и историков архитектуры, увлекающихся "русским модерном", это волшебное место, При этом город пережил две волны увлечения этим архитектурным изыском. Первая приходилась на дореволюционный период, вторая, как ни странно, на НЭП. Именно тогда после окончания гражданской войны, когда вновь появился спрос на модельную обувь, и, казалось бы, навсегда ушел в прошлое "военный коммунизм", в городе вновь появились деньги. И "кимирийцы" (так, в шутку, местная молодежь называет  жителей Кимр), вновь разбогатев, опять решили вложить эти деньги в недвижимость, одновременно решив для себя в какой то мере жилищный вопрос.

Ну, а поскольку они в градостроительстве придерживались традиционных взглядов, то решили, что лучше модерна ничего нет. И снова, как до революции," на улицах Кимр стали появляться дома в стиле "русского модерна". Правда, на этот раз они были в основном деревяные. На каменные дома денег уже не хватало. Но НЭП прошёл быстро, а с ним и интерес к модерну. Дома же остались, и достояли до наших времен. Но, боже мой, в каком они сейчас находятся состоянии. На них еще можно смотреть, восхищаться и плакать. Поскольку ясно, что если в городе ничего не изменится, то в скором времени их не станет. Вот это и гнетет. Во истину, что имеем не храним, а потерявши плачем,