Плоды не для слабонервных

На модерации Отложенный

Блогеры: Революцию в Тунисе предопределили несменяемый президент и отсутствие социальных лифтов.

Событием мирового масштаба последних дней стала удивительная во всех отношениях революция в небольшой арабской стране, доселе известной россиянам лишь как "туристический рай", чуть менее раскрученный, но при этом чуть более качественный, чем Турция и Египет.

Тунис — страна в мировом масштабе небольшая, примерно такая же, как Куба (около 10 млн жителей). Но точно так же, как Кубинская революция в 50-е годы,

революция тунисская заставила вновь мучиться бессонницей диктаторские режимы по всему миру, не только в соседних арабских странах.

Почему? Прежде всего потому, что она, на первый взгляд, противоречит всякой логике! Совершенно точно не "оранжевая" — ведь как нас всех запугали охранители, "оранжевые технологии" приурочены к выборам, к требованиям оппозиции пересчитать голоса, подпольной работе "продавшейся Западу пятой колонны", палаткам на главной площади и т. д. Тут этого и близко не было — Запад был вполне доволен президентом Бен Али. В разгар беспорядков Франция даже предлагала прислать ему на помощь своих полицейских. Да и чем Западу быть недовольным? Чай, не Сирия или Ирак. Тунис — самая прозападная страна в арабском мире.

"Выборы" тоже тихо-мирно прошли. Местный "национальный лидер" (выходец из спецслужб и преемник старого-больного первого президента Туниса)

Бен Али, изменивший под себя Конституцию, успешно переизбрался на новый срок, набрав 90 процентов голосов.

"Системная" оппозиция в очередной раз осталась за скобками конституционного большинства местной "Единой России". Оппозиция "несистемная" вместе со всякими там НКО была уже давно выдавлена в эмиграцию. Излишне дотошных журналистов посадили по тюрьмам, и никого это тоже особенно не взволновало, в том числе и "проклятый Запад", инвестировавший деньги в тунисские трубопроводы, автосборочные заводы, комбинаты минеральных удобрений.

А может, тунисцы просто жили плохо? Ведь со школьной скамьи мы знаем, что революцию всегда предваряет так называемая революционная ситуация — верхи не могут, низы не хотят, нужда и бедствия масс обостряются. Но и этого не было! Тунис — не самое бедное, а, наоборот, самое благополучное из стран Африки после ЮАР. За годы правления Бен Али ВВП страны даже не удвоился, а утроился. Количество бедняков уменьшилось на 10 процентов, практически исчезли трущобы. Показатели продолжительности жизни (74 года), детской смертности, уровня образования, развития пенсионной системы и т. п. тут самые лучшие в арабском мире.

Ну, потрепал страну, конечно, кризис. Подорожали продукты. Но в отличие от, например, Египта, где нищету не удается замаскировать даже вдоль "туристических" маршрутов и полицейский характер режима бросается в глаза (всюду люди в форме, дороги перекрыты блокпостами с пулеметами на вышках), в Тунисе было не так просто увидеть полицейского. Конечно,

Бен Али правил страной железной рукой, но в бархатной перчатке,

карикатурным кровавым диктатором, травившим свой народ газом, как Саддам Хусейн, он все-таки не был.

Все познается в сравнении, и на фоне соседнего бурлящего Алжира и Ливии с ее не совсем адекватным руководителем страна представала настоящим раем — примерно как Россия для мигрантов из бывших союзных республик СССР. Даже стала привилегированным партнером ЕС, чего не удалось добиться и украинскому Ющенко! А еще Тунис — самое светское, самое "секулярное" государство Востока. Здесь нет многоженства, калыма. Бывавшие в стране блогеры отмечали, что и чисто внешне Тунис напоминает не восточную, а балканскую страну, этакая "Южная Европа, лишь случайно оказавшаяся в Африке". Половина женщин не покрывает голову платком (не говоря о чадре), а девушки и вовсе облачаются в джинсы и безрукавки. Второй язык, обязательный для изучения в школах, — французский. Мечети не бросаются в глаза. На личные свободы граждан режим не покушался. Телевизор, конечно, зомбоящик, но журчит себе свободный Интернет, поют местные звезды эстрады… Казалось бы, что еще нужно для счастья?

И вот однажды…

"Да, так иногда бывает: единство партии и народа, ликвидация смутьянов-оппозиционеров, 90 процентов голосов на выборах, подконтрольные телевидение и Интернет... А потом — бац, и изгнание.

Наверное, даже вещи все не успел собрать, — замечает ведущий радиостанции "Эхо Москвы" Владимир Варфоломеев (ошибается — главный "патриот" и "национальный лидер" успел прихватить не только вещи, но и 1,5 тонны золотого запаса страны, хотя вслед за изгнанием "лидера" его партия в считанные дни развалилась — прим. С.П.). — И нельзя ведь сказать, что правителю не повезло. Останься он на родине, кто знает, как бы с ним поступили еще вчера верные и благодарные соотечественники".

"Случилось, повторюсь, невероятное: казавшийся спокойным и терпеливым народ вдруг взбунтовался и вынудил "бессменного" освободить помещение", — отмечает в своем интернет-дневнике востоковед Александр Шумилин.

Словно в насмешку над "вековыми устоями" и "традициями" одним из министров нового правительства стал известный тунисский блогер и хипстер Слим Амому …

Что же послужило поводом?

"В субботу 18 декабря полиция остановила Мухамеда Буазиза, безработного выпускника колледжа, и конфисковала ручную повозку с фруктами и овощами, которые он продавал, чтобы содержать семью. Взбешенный несправедливостью и отчаявшийся спастись от нищеты из-за растущих цен на продовольствие, молодой человек поджег себя в знак протеста у здания муниципалитета в Сиди-Бу-Зиде, что находится в 200 км юго-западнее столицы, Туниса. Позднее молодой человек скончался в больнице, — информирует блог Межпрофессионального союза трудящихся. — Возмущенные произошедшим несколько сотен местных молодых людей, также страдающих от безработицы, собрались протестовать в связи со случившимся.

Местная полиция ответила слезоточивым газом и насилием. С того времени массовые волнения и ожесточенные столкновения с полицией охватили страну.

В Кесерине, еще одном городе внутри страны, далеком от туристической индустрии прибрежного района, число погибших, предварительно подсчитанное местными врачами и персоналом больниц, только за последние выходные превысило 50 человек. Для мирного Туниса это был шок.

Но свирепость реальной гражданской войны, которая вспыхнула между народом, безработной молодежью, учащимися школ и университетов, членами профсоюзов, художниками, интеллектуалами и даже юристами, против коррумпированной политической клики.

Интифада вскоре достигла пригородов столицы, и впервые на улицах были приведены в боевую готовность войска. Бен Али с опозданием попытался дать сигнал о переменах, уволив своего министра внутренних дел и пообещав начать программу создания 300 000 рабочих мест в следующие два года. Но члены его семьи уже бегут из страны…"

"Люди выходят на улицу целыми городами, демонстрации везде несколькосоттысячные, — пишет блогер tyumen-kender. — На удивление, это мирный протест: жгут и разрушают полицейские участки, здания администрации, но нет ни одного убитого полицейского! Что поражает: каждый вечер после демонстрации молодежь убирает за собой улицы!

Армия отказалась подавлять восстание, поэтому за неделю января уволен уже 3-й министр МВД.

Президент Бен Али предложил договориться лидерам системных оппозиционных партий, но они сказали, что ничего не контролируют — надо идти договариваться с многотысячной улицей.

Нет никаких исламистских лозунгов. Основные требования: работа (54% населения — молодежь, до 30 лет, больше половины которой с высшим образованием, у которой нет шансов трудоустроиться), теперь основное требование — отставка Бен Али (его семья монополизировала и владеет всем в Тунисе: от интернет-провайдеров до банков и земли). Это революция против диктатуры, экономические и социальные требования уже в прошлом. В стране началась всеобщая забастовка, которая поддержана и сотрудниками отелей в наиболее благополучных туристических местах Туниса. После отказа армии выступать против народа в города введена полиция и "эскадроны смерти" - наемники из соседних стран, которые стреляют на поражение во время демонстраций. Раненых после демонстраций нет, есть убитые — от 5-летних детей до 75-летних стариков".

Однако, в отличие от событий в Беларуси, после которых диктаторы по всему миру ненадолго воспряли духом — мол, побольше репрессий, страху и… Тут это "и" не сработало. Как выяснилось, если засидевшийся национальный лидер, пусть даже на каком-то этапе сделавший для страны немало хорошего, уже осточертел, людей не останавливают даже пули.

Проживающая в Тунисе россиянка оставила свою запись в истории: "Вчера вечером продолжались столкновения. Разогнали демонстрацию журналистов и актеров, много пострадавших. Громили и жгли магазины во многих городах. Везде военные и полиция. У банков дежурят танки. Мы не выходим из дома. По ТВ передали, что президент отправил в отставку министра внутренних дел. Завтра созывают экстренное заседание парламента. учебные заведения не работают. Многие бастуют".

Уже на следующий день она отмечает, что "прошли массовые беспорядки по всей стране. Никто не может назвать точные цифры убитых и раненых. Жгли и грабили учреждения и магазины. В Монастире, где мы живем, сожгли... здание Дома партии. В Сфаксе, Кайруане, Габесе и других городах были ночные погромы, стрельба.  Пошла вторая волна. Начали жечь и грабить частные виллы. Вчера вечером по тунисскому телевидению выступил действующий президент с обращением к народу.

Сказал, что ему было неведомо о том, что в стране происходят массовые беспорядки. Что от него, бедного, скрывали правду. И теперь он уволит своих министров и наведет порядок, народу раздадут макароны, перестанут блокировать YouTube, а к 2014 году он обещает справиться с безработицей и нищетой. Затем

по местному ТВ транслировали телешоу с участием известных здесь телеведущих и оппозиции. Телеведущие призывали радоваться и ликовать!!! Народ, кажется, не безмолвствует, а судя по тому, что происходило всю ночь, не удовлетворен.

Никто не знает, как будут развиваться события".

"В Тунисе произошел государственный переворот. Президент Бен Али бежал. Уже непогано, — констатирует блогер zerrega. — Я вот думаю, что же должно произойти в РФ, чтобы хоть одна п***да вышла на улицу и квакнула хотя бы про то, за что Буазизи спалил себя?

Сколько народу кинули у нас не на пару пучков петрушки, а на целый бизнес?

Недавний пример — из-за ледяного дождя и т. д. и т. п. 20 000 человек заночевали на сутки-двое-трое в аэропортах. Путевки прос*ались, деловые встречи накрылись. Убытков по заниженным и скромным подсчетам авиаперевозчиков — сотни миллионов. Сколько из этих дебилов обратилось с жалобами? 

21 человек! Аллилуйя! Вот поэтому мы и находимся на 146-м из 180 возможных мест по коррупции и привлекательности для бизнеса. Если в Россию и нужна трудовая миграция, то это тунисские торговцы зеленью! Буазизи, твое имя в наших сердцах!"

"Тунисская элита все время пыжилась жить, как во Франции, и всячески чуралась исламизма, более того, боролась с ним, — отмечает писатель Федор Крашенинников. — Им нравилось одеваться у лучших кутюрье, пить дорогие вина и всяко наслаждаться европейским бытом класса "люкс". Зять национального лидера, как сообщается, обеды на самолетах заказывал из Франции. Такое вот неуемное стремление приобщаться к благам европейской цивилизации. Явно были куплены замки и все такое. И вот такой облом: остаток жизни придется провести не под вальсы Шуберта и хруст французской булки, а в ср*ной Саудовской Аравии, постоянно опасаясь, что хозяева в любой момент могут припомнить репрессии против исламистов и выдать на расправу. Национальным лидерам на заметку, короче".

Заметим, на фоне мытарств еще одного великого "патриота" Лужкова, так и не получившего на минувшей неделе вид на жительство в "фашистской" Прибалтике, тоже очень показательно — латыши, видите ли, почему-то обиделись, как экс-мэр в годы пребывания на должности высказывался об их стране и допустил нашистский шабаш у одного из прибалтийских посольств. Какие злопамятные люди, однако! Чуть западнее Латвии Лужкову припоминают и разгоны гей-парадов в Москве. Местные лидеры секс-меньшинств делают тоже все возможное, чтобы он не получил вида на жительство ни в Англии, ни в Австрии, вообще нигде из списка цивилизованных стран…

Но вернемся к Тунису. "Подумать только!

Двадцать лет устойчивого развития, рост ВВП на душу населения в три раза, инфляция в пределах пяти процентов, никакой оппозиции — и хватило одного слабонервного торговца фруктами, чтобы устроить революцию.

Вот и верь теперь классикам, писавшим о признаках революционной ситуации", — удивляется Олег Орлов.

"Культурная европейская ориентация страны настолько резко контрастировала с африканской политической системой с несменяемым президентом и полным обрывом социальных лифтов, что революция именно в Тунисе была неизбежна. И она произошла", — объясняет местный феномен священник Вадим Булатов.